Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации - стр. 29
16. Подавление осознания импульса
Подавление осознания импульса является сознательным или полусознательным решением отложить на некоторое время размышления над возникновением внутреннего импульса или конфликта. В отличие от невротического ухода механизм подавления осознания импульса заключается в поиске благоприятного момента для реагирования на возникший дискомфорт и его полного осознания.
Человек закусывает губу от боли, но откладывает осознание неприятности на завтра, до того момента, когда он будет психологически готов встретиться лицом к лицу с неприятным фактом. В отличие от невротического ухода, механизм подавления осознания импульса заключается в поиске благоприятного момента для реагирования и полного осмысления возникшего дискомфорта.
17. Антиципация, или предчувствие худшего
Защитный механизм антиципации худшего проявляется в виде преждевременного беспокойства и включает тенденцию усматривать усугубление дискомфортного состояния и волнения по поводу возможных неприятностей в будущем. К примеру, человек «предчувствует» свою смерть перед операцией или грозящий браку развод и заранее эмоционально реагирует на несуществующие в реальности события. Таким образом, защитный механизм антиципации худшего включает негативные предчувствия, настрой на худшее и связанные с этим переживания.
18. Сублимация, или замещение
Сублимация включает проявление агрессии через различные игры, спортивные состязания и хобби. Ослабление инстинкта в период романтического ухаживания относится к возвышенному замещению. Наглядной иллюстрацией сублимации является успешное занятие творчеством. Сублимацию Вейллант считает «косвенным или уменьшенным выражением инстинктов, не грозящих неблагоприятными последствиями или значительной потерей удовольствия» (с. 386).
В отличие от невротической защиты сублимированные инстинкты скорее организованны, чем игнорированы или отклонены. В отличие от защитного переноса чувств при сублимации собственные негативные чувства не приписываются другим. В возвышенной сублимации собственные чувства осознаются, видоизменяются и направляются на относительно значащего человека, объект или цель. Следовательно,