Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации - стр. 28
12. Наигранное поведение
Защитный механизм, получивший название наигранного поведения, проявляется в выражении вовне чувств, диаметрально противоположных испытываемым, но воспринимаемых в качестве непристойных или недопустимых. Проявление чрезмерной опеки по отношению к другим при страстной потребности в заботе, выражение любви к ненавистному или опасному человеку является симптомами наигранного поведения.
13. Разотождествление, или невротическое отрицание
Механизм невротического отрицания, или разотождествление, направлен на переделывание внутреннего мира и «заключается во временной, но довольно серьезной трансформации личной самоидентификации с целью избегания эмоционального дистресса» (с. 385). Невротическое отрицание может включать гипертрофированную активность, истерические выходки, вспышки необоснованного чувства превосходства, браваду, безответственное отношение к чему-либо или использование фармакологической интоксикации с целью притупления ощущения своего несчастья. В мягкой форме невротическое отрицание может проявляться, по словам Вейлланта, в реализации инстинктивных желаний посредством актерского выступления на сцене и в религиозной эйфории.
Зрелые защитные механизмы четвертого уровня
Зрелые механизмы самого высшего, четвертого, уровня объединяют альтруизм, юмор, подавление импульсов, антиципацию худшего и сублимацию.
14. Альтруизм
Под альтруизмом Вейллант понимает «получение опосредованного, но инстинктивного и конструктивного удовлетворения в результате оказания услуг другим» (с. 386). Отмечая некоторое сходство альтруизма с наигранным поведением, Вейллант эти два понятия тем не менее разводит. Альтруизм он считает мягкой и деликатной формой наигранности, имеющей для человека скорее конструктивное, нежели неконструктивное значение. Одним из ярких примеров альтруизма исследователь называет филантропию и бескорыстное служение людям. В отличие от наигранного поведения альтруизм приносит человеку некоторое удовлетворение, хотя и опосредованное.
15. Юмор
Юмор в качестве защитного механизма Вейллант считает «откровенным выражением идей и чувств без причинения себе дискомфорта или снятие напряжения без оказания неприятного эффекта на других» (с. 386). Вейллант сравнивает юмор с надеждой на лучшее. Так же как и надежда, юмор позволяет человеку пережить то, что является слишком ужасным для переживания, и при этом удерживает его внимание на этом реальном, хотя и весьма неприятном, событии или чувстве. Сохранение связи с реальностью отличает