Размер шрифта
-
+

Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации - стр. 31

Вейллантом сделана попытка отойти от классической психоаналитической трактовки поведения человека и построить модель психического здоровья по аналогии с физическим здоровьем, основанным на принципах гомеостаза. В этом смысле Вейллант является последователем учения Клода Бернарда (Claude Bernard, 1865/1927) и Уолтера Кеннона (Walter B. Cannon, 1932), предложивших теорию гомеостаза и считающих, что индивиды, способные сохранять физиологическое равновесие, имеют больше шансов на выживание.

По мнению Вейлланта, каждая функция защиты имеет адаптивное значение. Под адаптацией понимается процесс сохранения гомеостаза, которому дается следующее объяснение: «Здоровый индивид является консерватором – не в психоаналитическом смысле сексуальной или анальной фазы, а в смысле сохранения и оценки личных затрат. Ганс Селье был неправ. Не стресс убивает нас, а эффективная адаптация к стрессу позволяет нам жить» (с. 374).

Вейллант считает, что во многих случаях защитные процессы, к которым прибегает человек для преодоления конфликтов, оставаясь, по сути, неосознаваемыми и защитными, тем не менее могут быть творческими, аналогично образованию жемчуга из песчинки. С этой точки зрения он считает защитные механизмы в большей степени здоровыми, нежели патологическими. Следуя своей логике, защитные процессы, известные в классической психоаналитической теории как «защитные эго-механизмы», Вейллант называет «интрафизическими стилями адаптации» и «совладающими, или адаптивными, механизмами». Исследователь также считает эго адаптивной или исполнительной функцией мозга.

Заключение

Вместо традиционного понимания психологической защиты в качестве скрытых механизмов Вейллант рассматривает защиту в качестве внешне наблюдаемых проявлений человека, дающих о себе знать в повседневной жизни. Направленность на изучение особенностей индивидуального поведения является несомненным достоинством созданной исследователем иерархической классификации защит и их интерпретации. Однако одностороннее понимание психологической защиты в качестве единственно возможного проявления эго, или Я, является продолжением традиционной линии классического психоанализа. Иерархическая организация защит позволяет анализировать лишь внешне наблюдаемые симптомы нарушений функции эго. Миролюбивые и эффективные способы совладания с жизненными трудностями остаются за рамками внимания исследователя, что, несомненно, является ее существенным ограничением. За рамками внимания Вейлланта также остался вопрос о переходе от защитных механизмов инфантильного уровня к более зрелым уровням. Вопросы: «Каким образом осуществляется этот переход?» и «Как его осуществить в повседневной жизни?» по сей день остаются открытыми.

Страница 31