Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 76

Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его.

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.


Ныне читанное Евангелие о воскресении наинского юноши есть образ нашего духовного воскресения: вслушайтесь в смысл евангельской истории и тогда убедитесь, как Господь воскрешает грешные души и дает им новую жизнь.


Однажды, когда Иисус Христос вступал в г. Наин, из города выносили на кладбище мертвеца. Покойник был единственным сыном у вдовы-матери. У самых городских ворот повстречалась печальная процессия с Иисусом Христом: плачущая мать, бессильные утешители вокруг нее… Печальное похоронное шествие направлялось к последнему прибежищу бедного человеческого тела, к могиле… Что там в могиле? Как покоится прах нашей плоти? Кто об этом знает? Никто об этом не знает, а потому могильное существование кажется еще более пугающим. Темно, холодно, страшно становится на душе, когда об этом думаем без света Слова Божия. Но горюющие люди встретили на своем безутешном пути Иисуса Христа. Так и всегда в жизни человека Иисус Христос приходит к несчастным и всегда приходит тогда, когда, по-видимому, нет места человеческим надеждам, когда ни люди, ни книги, ни думы, ни целый мир не в силах успокоить страждущую душу.

Часто порочные навыки и неотклонимая тоска влекут нашу душу ко злу, к погибели. Враг невидимый влечет нас к бездне с такой силой, что мы перед ним бессильны, подобно мертвецам пред людьми живыми. В эти-то тяжелые минуты является заступлением человеку предваряющая благодать Божия; является душе Сам Христос. Мы это чувствуем, когда свою душу исповедуем перед крестом Животворящим и Евангелием; еще яснее чувствуем, когда причащаемся Тела и Крови Христовых.

При виде бедственного положения наинской вдовы Иисус Христос знал всю скорбь ее осиротевшей, надломленной утратами, одинокой души. В ее разбитом сердце Жизнодавец читал скорбь безотрадную, мучения беспредельные. Он не мог видеть без сострадания слез, которыми плакала мать, отдававшая смерти все утешения жизни, всю надежду и подпору своей старости. И Сам Иисус Христос утешил бедную не многими, но сердечно верными словами. «Не плачь!» (Лк. 7. 13) – Он ей сказал.

Если Спаситель пролил утешение на безутешную вдову, потерпевшую от временной скорби и утраты, то Он имеет еще более живую сострадательность к духовным бедствиям, испытываемым нами. Бедствиями наших душ еще сильнее трогается Его сострадательное сердце. Когда в душе человека является ощущение утраты невинности и душевной чистоты, когда сердце наше чувствует обуревающий его недуг, когда оно плачет слезами раскаяния о погубленной добродетели, тогда к опечаленным является на помощь Спаситель и изрекает Свое благодатное слово: «не плачь». Все огорчения души, изливающие свои жалобы пред Ним, все люди, умоляющие Его о помощи, рано или поздно испытывают на себе любовь и сострадательный взор Иисуса Христа; Он обращает печаль и слезы – в радость, и даже самое падение и смерть – в восстание и воскресение.

Страница 76