Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 78

Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении.

Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!


Нынешнее Евангелие уясняет нам причины, почему чтение, слушание и даже знание слова Божия не приносят людям спасительных плодов. Простой и внушительной притчей уясняется причина бесплодности человеческих стремлений – осветить душевную тьму светом понятий и познаний.

Господь Бог создал человека с прирожденными способностями понимать и любить истину, с возможностью отвращаться от лжи и всякого зла. Наша душа хочет добра, ищет его. Оно ей многообразными способами даруется Господом. Но странное дело, – достигнув цели, т. е. принявши великий дар Божией благодати, наша душа не умеет хранить этого дара. Здесь-то воочию, на глазах у нас, совершается безотрадное явление. Мы ценим дар, пока его не получали; а получив, делаемся равнодушными к нему. От чего это зависит? – Прежде всего от того, что принимаем не сердцем Божий дар, а одними внешними чувствами. Доброе, искреннее святое слово, сказанное в благоприятное время, не находит для себя почвы в нашей душе. Души наши – мелко вспаханная почва. В нее так поверхностно ложатся семена хороших чувств, что достаточно одного встречного противоположного впечатления, чтобы посеянные семена дружбы, любви, добрых связей и отношений, чистых намерений были потоптаны чужой, безжалостной стопой.

Таким образом, и самое сердце наше, говорит Иисус Христос, похоже на потоптанную прохожими, пешими и конными, дорогу. Сердце хочет внимать слову Божию, но, преданное земной суете, в то же время не перестает внимать и слову пагубному. Известный образ действия кажется приятным, а вслед за тем он перестает нравиться, хотя в сущности он все тот же. Открывается наша душа, чтобы принять в себя свет Божественной радости, но тут же гасит этот свет. Опять в душе настает мрак, – мрак колебаний и сомнений. От такой легкомысленной переменчивости благодать Божия не производит в наших сердцах добрых плодов. Там по-прежнему остаются одиночество, холод, жажда – не истины, но только впечатлений. Нам хочется не нравственного успокоения, но только одного раздражения чувств.

Страница 78