Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 20
А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
Спросили его также и фарисеи[45], кáк он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: кáк может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.
Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признáет Его за Христа, того отлучать от синагоги.
Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.
Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
Снова спросили его: чтó сделал Он с тобою? кáк отверз твои очи?
Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; чтó еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
Если бы не был он от Бога, не мог бы творить ничего.
Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Христос воскресе!
Зная, как дороги поучения и назидания о Господе нашем Иисусе Христе, православная Церковь преподала нам ныне такое назидание, такой рассказ: именно о чудесном исцелении слепого. В этом рассказе нам с каждым словом раскрывается величие и могущество Иисуса Христа и падение и унижение людей, возвышающих себя, – книжников и фарисеев. Мы не станем разбирать падения книжников и фарисеев, а остановимся на возвышении нашего единственного истинного благодетеля, Иисуса Христа. Евангелие передает нам один из случаев во время земной жизни Господа. Иисус Христос увидел слепого страдальца, сжалился над ним, так как сердце Господа всегда открыто для бедных, для страдальцев, для людей, ищущих Его. И вот Он пожалел слепого и исцелил его. Слепой был именно страдалец; он страдал ужасно, так как у него не было самого важного из пяти чувств – зрения. Он родился слепым и был слеп до зрелых лет; он чувствовал, что его физические силы как бы скованы цепью, ум его тоже был почти без деятельности, так как мог только ограничиваться умственным миросозерцанием (ограничивался отвлеченными началами). И вот такому-то страдальцу Господь дал все, возвратил как бы ему жизнь: дал зрение; в этом исцелении нельзя не видеть чуда, истинного великого чуда, но книжники и фарисеи не могли с этим смириться: зависть всегда гадка, зависть придирчива, зависть бессовестна; завистливый человек потерял совесть, она с его ангелом улетела к небесам, и он представляет из себя как бы труп, изъедаемый червями, – так, по крайней мере, в древности и изображали бессовестного человека. Но все истинные христиане относятся к этому исцелению как к великому чуду, и если не целый Христос, не пол-Христа, а хотя миг Его коснется нас, то и это будет для нас счастьем. Но чтобы Его миг коснулся нас, мы должны подражать Ему. Господь был милостив к несчастным и страдальцам, и мы должны быть такими же, должны обласкивать и утешать несчастных; исцелять мы, конечно, не можем, да и не вправе, но если мы на предстоящей неделе своими лептами поможем хотя сколько-нибудь несчастным слепцам, не спрашивая, кто виноват, они ли или родители их, в слепоте их, то этим мы сотворим доброе дело, которое будет приятно Господу. Это бедствие так велико, что не только общество, но и само правительство взывает к верующим за помощью, так как в слепцах оно теряет нужных своих членов, и процент слепых, к сожалению, не только не уменьшается, но еще, напротив, увеличивается.