Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова

1

Лесков Н. Мелочи архиерейской жизни // Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. М. 1981. С. 396.

2

Колюпанов Н. Биография А. И. Кошелева. Т. 2, Приложения. М. 1892. С. 41.

3

Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М. 1994. С. 112.

4

Подвижник веры и благочестия. Протоиерей Валентин Амфитеатров. М., 1914; Зерцалова А. Краткое описание выдающейся пастырской деятельности протоирея В. Н. Амфитеатрова М., 1910.

5

См.: Александрова Г. Я плакал о всяком печальном: Жизнеописание протоиерея Валентина Амфитеатрова. М. 2003; Бочарова Е. Московский утешитель: Прот. Валентин Амфитеатров. М. 1995; Гумеров А. Благодатный пастырь: Прот. Валентин Амфитеатров. М., 1998; Зверев В. Памяти о. Валентина Амфитеатрова. Православная жизнь (Джорданвилль) 1950. № 9; Овчинников А., свящ. Добрый московский пастырь протоиерей Валентин Амфитеатров. М. 2003 и др.

6

Даты указаны по старому стилю.

7

Подвижник веры и благочестия протоиерей Валентин Амфитеатров. М., 1995. С. 18.

8

Зверев В. Памяти о. Валентина Амфитеатрова. Православная жизнь (Джорданвилль) 1950. № 9. С. 8–17.

9

Подвижник веры и благочестия протоиерей Валентин Амфитеатров. М., 1995. С. 27.

10

Зерцалова А. Краткое описание выдающейся пастырской деятельности протоирея В. Н. Амфитеатрова М., 1910. С. 86, 87.

11

Там же. С. 87.

12

Зачало – так называются по церковно-славянски пронумерованные фрагменты Евангелия и Апостола для прочтения на Богослужении. Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» богослужебного круга. Богослужебный круг – это определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. Выделяют суточный, седмичный и годовой богослужебный круг. В церковный круг входят: семь седмиц от Пасхи до Пятидесятницы; 36 седмиц до Великого поста, причем эта цифра может колебаться от 32 до 38, т. к. праздник Пасхи является подвижным праздником, зависящим от лунного календаря и бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.) Неделей в церковном обиходе называется то, что мы называем воскресением, а седмицей то, что мы называем неделей. Церковный богослужебный год начинается 1 сентября (14 сентября н. ст.)

13

О кресте Твоем веселящеся. М., 2002. С. 134.

14

Переизданы в: О кресте Твоем веселящеся. М., 2002. С. 300–337.

15

См.: О Кресте Твоем веселящеся. М., 2002. С. 302.

16

Переизданы в сборнике «О кресте Твоем веселящеся» в 2002 г.

17

Духовные беседы. М., 1909. С. 4.

18

См.: О Кресте Твоем веселящеся. М., 2002. С. 299.

19

Небесный дар любви. Поучение о наследстве. М., 2003. С. 267–268.

20

Духовные поучения. М., 1911. С. 217.

21

Апостол Фома († I век). Дни памяти: 30 июня (13 июля), 6 (19) октября, в Неделю 2-ю по Пасхе. Здесь и далее дни памяти святых даны по старому и, в скобках, по новому стилю. По-гречески ап. Фома именовался «Дидим», что значит «близнец».

22

Галилейское море (Геннисаретское озеро, Тивериадское море) – озеро в Галилее. Подробнее см.: Глубоковский Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, Джорданвилль, 2007. С. 172–173. Протоиерей Валентин имеет в виду чудо, явленное ученикам на этом озере. См.: Лк. 8. 22–25.

23

См., напр.: Житие священномученика Поликарпа Смирнского. (День памяти 23 февраля (8 марта) // Жития святых. Февраль. М., 1905. С. 417–418. Житие великомученика Феодора Тирона (Дни памяти: 17 февраля (1 марта) и в субботу 1-й седмицы Великого поста) // Жития святых. Февраль. М., 1905. С. 312–313.

24

Имеется в виду мученичество апостола Стефана (День памяти 27 декабря (9 января)) (Деян. 7. 58–60), а также мученичество апостола Иакова, брата Господня. (День памяти: 23 октября (5 ноября)). См.: Евсевий Памфил, еп. Церковная история. Кн. 2. Гл. 23. М., 2001. С. 85–86.

25

См. напр.: Житие преп. Павла Фивейского. (День памяти: 15 (28) января) // Жития святых. Январь. Ч. 2. М., 1904. С. 5–6.

26

Святитель Иоанн Златоуст († 407). Дни памяти: 27 января (10 февраля), 14 (27) сентября, 13 (26) ноября.

27

Иоанн Златоуст, свт. Толкование на 2 Послание Коринфянам ап. Павла, Беседа 1 // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. Кн. 2. СПб., 1905. С. 466.

28

Св. апостол Иаков брат Господень по плоти. († ок. 63). Апостол из 70 и первый епископ Иерусалимский. Дни памяти: 23 октября (5 ноября) и в Неделю по Рождестве Христовом.

29

Святитель Димитрий Ростовский († 1709). Дни памяти: 21 сентября (4 октября), 28 октября (10 ноября).

30

Ср.: Димитрий Ростовский свт. Слово о молитве в четверток первой недели по Святом Духе // Димитрий Ростовский, свт. Сочинения в пяти томах. Т. 2. М., 1840. С. 315–316.

31

Преп. Иоанн Лествичник, Синайский († 649). Дни памяти: 30 марта (12 апреля) и в Неделю четвертую Великого поста.

32

См., напр: Иоанн, преп. Лествица. Слово 7, пп. 8, 38, 40, 45 и. др. Сергиев Посад, 1908. С. 77, 81, 82.

33

Ср.: Августин, блаж. Об истинной религии // Августин, блаж. Творения в 4 томах. Т. 1. О порядке. Кн. 1. СПб., Киев, 2000. С. 135.

34

Святитель Василий Великий († 379). Дни памяти: 1 (14) января, 30 января (12 февраля).

35

Ср. Подобную мысль свт. Василий высказывает, например, в письме 258 (293) К Юлиану // Василий Великий, свт. Творения. Ч. 7. Раздел 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. С. 254–255.

36

Стих поется на пасхальном богослужении.

37

Царь и пророк Давид († ок. 965 до Р.Х.). Дни памяти: Неделя по Рождестве Христовом, Неделя святых отец, Неделя святых праотец.

38

Святой апостол Павел († 67). День памяти: 12 июля (29 июня).

39

Протоиерей Валентин имеет в виду мученицу Александру Римскую императрицу († 303). День памяти: 6 мая (23 апреля). См.: Жития святых. Апрель. М., 1906. С. 374–375.

40

Имеются в виду слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4. 13).

41

Молитва святого Иоанникия Великого.

42

Сихарь – город близ колодца Иаковлева, где произошла встреча Христа и самарянки (Ин. 4. 5). Есть предположение, что Сихарь был малоизвестным городом, который теперь называется Аскар. Подробнее см.: Глубоковский Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, Джорданвилль, 2007. С. 691.

43

Ср.: Тропарь Преполовения, гл.8.

44

Силоам – источник или пруд в Иерусалиме с медленно текущей водой (Ис 8.6). Он находился у юго-восточного угла городской стены, близ царских садов. К этому источнику Иисус послал омыться слепорожденного (Ин. 9.7). Он существует до сих пор под именем Сильван у подножия южного выступа храмовой горы – Хомма. Подробнее см.: Глубоковский Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, Джорданвилль, 2007. С. 679.

45

Фарисейство – течение в иудаизме. Во времена Христа была одной из самых фанатичных и влиятельных партий еврейского народа. Движение фарисеев возникло в Иудее примерно в середине II века до Рождества Христова. Поначалу фарисеи проповедовали строгую жизнь, чистоту и исполнение закона, что привлекло к этому учению массы простого народа. Стремление к точнейшему исполнению всех заповедей Закона постепенно привело к вытеснению духа Писания внешней обрядовой формой. Подробнее см.: Глубоковский Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, Джорданвилль, 2007. С. 756–757.

46

Гефсимания – место на склоне горы Елеонской. Согласно Евангелию, в Гефсиманском саду молился перед взятием под стражу Иисус Христос. В Гефсиманском саду была погребена Пресвятая Богородица. На этом месте воздвигнут православный храм Успения Богоматери.

47

Голгофа (лобное место) – горная возвышенность на северо-западе от Иерусалима. По преданию, на Голгофе был похоронен Адам. Здесь же был распят Господь Иисус Христос. В I веке Голгофа находилось за городскими вратами, сейчас находится в черте города. На месте Голгофы и Гроба Господня в настоящее время находится храм Воскресения Христова (Гроба Господня), принадлежащий Иерусалимскому Патриархату.

48

Кондак субботы седьмой седмицы по Пасхе.

49

Икона «Новозаветная» Троица, икона «Отечество» и др.

50

В книге Песнь Песней (6. 9) содержится пророческое указание на единую Христову Церковь. О Церкви, как Деве и голубице писал свт. Епифаний Кипрский в «Кратком истинном слове о вере вселенской и апостольской Церкви», гл. 2, 3. // Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Т. 50. М., 1882. С. 313.

51

См. у пророка Исайи: (Ис. 66. 1–2) и у апостола Павла (Еф. 2. 22).

52

См., напр.: Сошествие Святого Духа на апостолов (Деян. 2.2–20), сошествие Святого Духа на Корнилия (Деян. 10. 44–46), обращение ап. Павла (Деян. 9. 3–19) и др.

53

См., напр.: Обличение прор. Нафаном царя Давида (2 Цар. 12. 1–15), утешение и исцеление прор. Исаией царя Езекии (4 Цар. 20. 1–11) и др.

54

См., напр.: Обличительная речь ап. Стефана (Деян. 7. 51–60), утешение ап. Павлом терпящих кораблекрушение (Деян. 27. 22–26) и др.

55

Ср.: Свт. Димитрий Ростовский. Почему Дух Святой сошел на апостолов в бурном дыхании ветра и в виде огненных языков? // Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов. М., 2006. Гл. 2. С. 120.

56

Стихира Пятидесятницы, исполняемая на Литургии после причащения.

57

См. также: Учение двенадцати апостолов (Дидахе) 4. 2. // Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 18.

58

Максим Исповедник, преп. Умозрительные деятельные главы. Гл. 122. // Добротолюбие. Т. 3. М. 1900., С. 260–261.

59

Празднование Собора всех святых в Земле Российской просиявших появилось в 50-х годах XVI века, но было забыто в синодальный период. Восстановлено празднование в 1918 году, а с 1946 г. стало совершаться в неделю вторую по Пятидесятнице.

60

Св. апостол Иоанн Богослов († ок. 98–117). Дни памяти: 8 (21) мая, 30 июня (13 июля).

61

Пророк Исайя († VIII век до Р.Х.). День памяти: 9 (22) мая.

62

Вифлеем – Бейт-Лехем, дом хлеба. Расположен приблизительно 7,5 км к югу от Иерусалима. Город известен, как место рождения Христа. В этом городе родился также царь и пророк Давид. В IV веке св. равноапостольная царица Елена над пещерой Рождества Христова воздвигла храм в честь Пресвятой Богородицы. Современный Вифлеем расположен на месте библейского. Подробнее см.: Глубоковский Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, Джорданвилль, 2007. С. 148–149.

63

Преп. Антоний Великий († 356). День памяти: 17 (30) января.

64

Имеется в виду римско-католическая святая Екатерина Сиенская († 1380). День памяти: 29 апреля.

65

Блаж. Василий, Московский чудотворец († 1557). День памяти: 2 (15) августа.

66

Преп. Сергий Радонежский, игумен († 1392). Дни памяти: 5 (18) июля, 25 сентября (8 октября).

67

Праведный Авраам, патриарх († ок. XIX века до Р.Х.). Дни памяти: 9 (22) октября, Неделя св. праотец.

68

Сарепта Сидонская – город на юге Ливана. Во времена Ветхого Завета поселение Сарепта находилась между городами Сидоном и Тиром. Во времена пророка Илии, Сарепта была под властью финикийского (хананейского) Сидона. Сегодня на месте селения Сарепта сохранились остатки древних построек. Подробнее см.: Глубоковский Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, Джорданвилль, 2007. С. 660.

69

Св. пророк Илия († IX век до Р.Х.). День памяти: 20 июля (2 августа).

70

Лоно Авраамово, обозначение защищенности, которая, по представлениям иудеев, ожидает умерших праведников в царстве мертвых (Лк. 16. 22). В основе образа лежит картина праздничного пира. При этом Авраам выступает в роли хозяина, а самый уважаемый гость возлежит на его лоне или на его груди (ср. Мф. 8. 11).

71

Св. Исаак, ветхозаветный патриарх († ок. XVIII века до Р.Х.) – сын Авраама. Дни памяти: Неделя св. отец, Неделя св. праотец.

72

Св. благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его мученик Феодор († 1245). Дни памяти: 14 (27) февраля, 20 сентября (3 октября).

73

Св. благоверный князь Александр Невский († 1263). Дни памяти: 30 августа (12 сентября), 23 ноября (6 декабря).

74

Гергесинская страна получила свое название от города Гергесы или Геразы, на восточной стороне Иордана, в Перее. Подробнее см. Глубоковский Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, Джорданвилль, 2007. С. 181.

75

См.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 28. // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. Кн. 1. СПб., 1901. С. 318.

76

Протоиерей Валентин имеет в виду свиней, в которых вселились бесы после изгнания их из гадаринского бесноватого.

77

Святой пророк Аггей († 500 до н. э.). День памяти: 16 (29) декабря.

78

Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Понедельник, песнь 4.

79

Эта мысль содержится в нескольких сочинениях свт. Иоанна. См., напр.: Против аномеев. Слово 3. // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. Кн.2. СПб., 1898. С. 521; Слово в день Богоявления // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1899. С. 406.

80

См.: Иоанн Златоуст, свт. Беседы на 1 послание к Коринфянам. Беседа 13 // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. 130.

81

Да будет отлучен до пришествия Господа.

82

Ср. Тропарь общий мученице, глас 4.

83

См., напр.: Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 2000. С. 232–234.

84

По церковному преданию, Небесные воинства делятся на на 9 чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начальства, Архангелы, Ангелы. См.: Дионисий Ареопагит, свт. О небесной иерархии // Восточные отцы и учители Церкви V века. М., 2000. С. 322–348. Подобное деление применяли к ангельским чинам и многие другие святые. См., напр.: Кирилл Иерусалимский, свт. Тайнводственное поучение пятое // Поучения огласительные и тайноводственные. М. 1991., С. 335; Афанасий Великий, свт. Послание 1-е к Серапиону, епископу Тмуйсскому // Творения. Т. 3. М., 1994. С. 21.

85

Августин, блаженный, епископ Иппонский († 430). День памяти: 15 (28) июня.

86

Подобная мысль содержится в нескольких сочинениях блаж. Августина. См., напр.: Августин, блаж. Беседа 8. О страхе Божием // Проповеди. Сергиев Посад, 1913. С. 56. Августин, блаж. О Христианской борьбе. Гл. II. М. 2010. С., 25–27; Августин, блаж. О Троице. Краснодар, 2004. Кн. XII. Гл. XI. П. 16. С. 270–271. Августин, блаж. Беседа 1. О том, что Христос в Писании изображается неодинаково. Против ариан // Проповеди. Сергиев Посад, 1913. П. 5 С. 4–5.

87

В приведенном виде данная цитата в сочинениях свт. Димитрия не обнаружена, хотя подобная мысль содержится в его творениях. Образ растения, отнимающего соки у дерева, святитель Димитрий использует в Поучении на Страсти Христовы (Димитрий Ростовский, свт. Страсти Христовы. // Жития святых. Март. М., 1906. С. 704). Образ нечестивых, как рассыпанных камней, содержится в Поучении в праздник Обрезания Господня (Свт. Дмитрий Ростовский. Сочинения. Т. 3. М., 1840. С. 9), а образ святых, как плодоносной нивы – в проповеди в день памяти вмч. Евстафия Плакиды (Сочинения. Т. 3. М., 1840. С. 289–290). Святых угодников Божиих святитель Димитрий нередко уподобляет пчелам (Житие свт. Софрония Иерусалимского // Жития святых. Март. М., 1906. С. 230–231; Житие преп. Паисия Великого // Жития святых. Июнь. М., 1913. С. 428 и др.). Благочестивых христиан, читающих Писание и получающих пользу, святитель сравнивает с пчелами, превращающими росу в мед, а раскольников, на основании Писания оправдывающих свое отступление, – с пауками, превращающими росу в яд (Димитрий Ростовский, свт. Розыск о раскольничьей брынской вере. М., 1855. С. 164).

88

Тир – древний финикийский город. По свидетельству Иосифа Флавия, город был основан за 240 лет до храма Соломонова. Сидон – третий по величине город Ливана. Расположен на побережье Средиземного моря, в 35 км севернее Тира. Подробнее см. Глубоковский Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, Джорданвилль, 2007. С. 729–730; 676–677.

89

Хананеи, или хананеяне, древние обитатели Палестины до времени завоевания ее евреями при Иисусе Навине. Вытесненные евреями, хананеи переселялись в другие районы Палестины, где смешивались с местными племенами.

90

Церковно-славянский текст.

91

Ср.: Акафист Всемилостивому Господу Врачу душ и телес наших.

92

См. молитву свт. Иоанна Златоуста перед святым Причащением.

93

Город Наин был местом одного из великих чудес Иисуса Христа. Здесь был воскрешен сын вдовы Наинской. Город существует под названием Неин и находится к югу от горы Фавор. Подробнее см. Глубоковский Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, Джорданвилль, 2007. С. 510.

94

В Священном Писании имеются различные описания состояния душ грешников: «геенна огненная» (Мф. 5. 22; 18. 8–9), «ад» (Лк. 16.23, 1 Кор. 15. 55), «озеро огненное и серное» (Откр. 20. 10), «тьма внешняя» (Мф. 8. 12), «там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8. 12; Лк. 13. 28) и т. д.

95

Священник благословляет народ этими словами на Литургии свт. Иоанна Златоуста.

96

Св. апостол Петр († 67). Дни памяти: 29 июня (12 июля), 30 июня (13 июля).

97

Праведный Иов многострадальный († ок. 2000-1500 до Р.Х.). День памяти: 6 (19) мая.

98

Св. пророк Иезекииль († VI век до Р.Х.). День памяти: 21 июля (3 августа).

99

Ср.: Просительная ектения на Божественной Литургии.

100

Ирмос 1 песни канона утрени на Рождество Христово.

101

Св. пророк Иеремия († VI век до Р.Х.). День памяти: 1 (14) мая.

102

Ср. Великое славословие на утрени.

103

Димитрий Ростовский, свт. Слово на Рождество Христово. (1698) // Сочинения. Т. 3. М., 1840. С. 467.

104

Иерихон – известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. В первый раз Иерихон упоминается в Библии в 22 главе кн. Чисел. Об Иерихоне упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, св. Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Подробнее см.: Глубоковский Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, Джорданвилль, 2007. С. 320–321.

105

Воскресный день, следующий за праздником Богоявления.

106

Стихира на водоосвящении, глас 8.

107

Ср. Молитва перед учением.

108

Ср. Служба утрени Великого Понедельника, ексапостиларий.

109

Св. Иоанн Креститель († 32). Дни памяти: 24 июня (7 июля), 29 августа (11 сентября).

110

Звездочками отмечены проповеди, записанные духовной дочерью о. Валентина св. мц. Анной (Зерцаловой) (1870–1937). Анна Ивановна Зерцалова прославлена в лике Новомучеников и Исповедников Российским Архиерейским Собором 2000 г. Дни памяти: 14 (27) ноября и Собор Новомучеников и исповедников Российских.

111

Стихира преп. Иоанна Дамаскина из чина погребения.

Страница notes