Скифы-арии или арии-скифы - стр. 31
Хакасы (хаКАС), они же мадар (самоназвание, мат-Ар – Ар-мат – арим, сармат), подразделяются на группы: качинцы или хаас (это поддерживает правомочность толкование, в приведённых выше этнотопонимах, корней чак-чук, как сак), кызыльцы (каз-ар), сагай (саки), среди которых бельтыры (Алатырь!) и бирюсинцы или пурус (пуруша). Приведённые этнонимы показывают, как могут различаться название и самоназвание племени (рода): самоназвание мадар и пурус (пур-ас) тождественны ведическим (арийским) – мадры и пура, а общепринятые, скифские – хакасы и сагай (саки) – это укладывается в логику этногенеза, принятого в этих изысканиях (арии-скифы). Об очень многом говорит, например значение, у хакасов, имени Хазах – русский(!) – практически родственник (ха-кас – ха-зах, и кто же тогда казаки?, см. НГС);
Киргизы (керк-ас, керкет-скиф), их роды и племена: саяк, сакоо кыпчак, ольджок (все сак), кожоке (ка-сак), мырзаке (мер-сак), касы (кас), каска, кесек (ка-сак), авагат (авхаты-скифы), сарай, сара-жору, жору (сары), аргын (урги-скифы), мангыт (ман-гет – гет-ман?), эрке-кашка (урги-кас-ак), соколок (!), кушчу (кучан-тохары), алашан (ар-ас-ан), утай, атаке, тооке (дахи), сагындык (сак-ан-дахи), карабагыш (керб-ас – кербар – кербер – гомары, ас=ар), кожом шукур (кас-ам сак-ар, ам-стадо, санс), меркит (мирагеты-скифы).
Некоторые родоплеменные названия не показаны, так как раскрывают скифскую подноготную через объект почитания или понятия, с ним связанные: тор айгыр (ТоРайГ-Ар – Тархан), токум теит (Тагимасад), баргы (Перкун), базар-алдар (бас-ар – Алатырь, пас-управлять, тохар.-пастух).
До принятия ислама, эти прямые потомки скифов исповедали так называемое тенгрианство, названное по имени главного бога Тенгри, который небесный и громовержец – кроме как от Тархана, взяться ему было неоткуда. Здесь необходимо отметить, что в основном (если не все) топонимы, связанные с его именем, находятся за пределами собственно Алтая (Хан-Тенгри, Саяны), на котором Тархан(ки) выжил(и) или ужился(сь) с тенгрианством, исламом, православием и большевизмом. Имя первоскифа Таргитая конечно также было скорректировано, в соответствии с изменившимися вкусами – Таргын-нама (первочеловек у алтайцев). Имя отрицательного божества, с учётом смены верований (см. зороастризм), свидетельствует о том же – Эр-Каан (Тархан), и сын его назван соответственно – Темир-кан. Священные горы у киргизов Бара-Кух (Бала-Кур – Алатырь, кух=кур), у монголов Бурхан-Халдун (Бурхан-субарган-курган, Бурхан – Перкун). Священное дерево, как уже упоминалось, Баятерек, и мост в богадельню для праведных душ через водоём также имелся. Интересно, что Эр-Каан ездил на чёрном аргамаке – по логике сюжета, Тенгри восседал на белом аргамаке. И не только по логике – аргамак-солнечный (арка-солнце, карка-белый конь, санс.). Известно религиозное течение с более чем красноречивым названием бурханизм – как поясняют, от бурхан-бог (уйгур.) – вполне в контексте (бурхан-бог-Перкун). И всё это (тенгрианство, ислам, бурханизм и пр.) сопровождалось, идущим от скифского круга шаманизмом – вполне арийским институтом, раскрываемый, в том числе, через Воху Мана (авес. см. выше, Воху Мана – са-мана – шаман, са-сопричастие, санс).