Скифы-арии или арии-скифы - стр. 30
Скифский Алтай
.
Как представляется, главным свидетельством пребывания племён скифского круга (если не собственно ариев) на Алтае должны быть природные объекты, именованые в честь и для восхваления бога Тархана, а при высокой (много выше нежели в других местах) их концентрации можно говорить о центре сложения единого скифского этноса, отличного от общеарийского Следы, по-видимому (вследствие причин вышеуказанных), малой части таких определяющих топонимов можно разглядеть на упомянутой дореволюционной карте Алтайского края: (горы) Тархатты, Турга, Теректинские, Туран, Тигиргень, (реки) Тархата (несколько), Тургунда, Тургунсун, Тургусун или Тургусень (несколько), Тургач, Тарханка, Ч(Т)ерга (две), Тугурюк, Теректа, Учурга, Кутерген, Таган, Карачи, Крутиха (обратно трк). Меньшее (или менее заметное) представительство у Пер(к)уна – Бирюкса, Балака, Барнаул. Есть совмещённые (Тархан+Перкун), подобные Тарбагатай, Бутарга и Бабырган, кстати, не случайно это имя носил богатырь алтайского эпоса. Особо следует отметить – эти теотопонимы, ни в коем случае, не от тюркоязычных авторов – у них слово тархан, кроме того, что пришло от скифов, не имело сакрального значения, достойного для увековечивания, а бог – аналог (производный от) Тархана имел имя Тенгри, и даже с похожим звучанием название Тигиргень, всё же ближе к Тархану. Кроме того, как будет ниже показано, имя бога Тархана зафиксировано в истории за тысячелетия до вытеснения на Алтае и окрестностях арийского (скифского) языка тюркскими. Под вытеснением языка подразумевается постепенное формирование тюркских, посредством систематического влияния (путём вливания) монголоидных носителей (как правило женского пола) на скифский. Для примера, названия алтайских, хребта Коргонские белки, горы Кульгань (оба Курган) и реки Курук (КРК) явно имеют общее начало – курган (КРГ~КРуГ), при этом, с некоторых пор (исподволь) стали появляться утверждения, что курук – это тюркский курган или по умолчанию, что курган – не тюркский курук. Сторнникам подобной эквилибристики стоит обратить внимание на то, что, кроме осмыленной, показанной здесь этимологии слова-значения курган из скифского (древнерусского) языка, горы (Коргонские белки) умозрительно соответствуют насыпному сооружению (кургану), а река (Курук) нет, следовательно её название (слово-обозначение) вторично, плюс к этому, ниже будет показано безусловно скифское сочетание звуков КРГ (КРК, ГРГ). К сказанному, кроме того, что на Алтае есть реки Кураган и Коргон, название которых (при наличии слова-названия курган) никак не производятся от курук, имеет смысл добавить ещё один пример со связанной (спутанной) группой топонимов. Название алтайского города Барнаула и, связанного с ним, реки Барнаулки трактуют, как учили и как принято, из тюркского (очень романтично – «волчья река», «мутная река» и тп., кстати, на тюркских языках река – су ). При этом сообщают, что на старых картах река называлась Бороноур или Боронур (на конце «р»), на месте города имела место древняя крепость Абакша, а в окрестностях, представляющих собой устье, при впадении Барнаулки в реку Обь, обнаружено много курганных захоронений. Арийские ап и каши (вода и солнце или царь, царство, чит. гос.образование) практически безвариантно раскрывают название древней Абакши. Первый документ, с упоминанием топонима Боронур, был составлен в конце XVII века, то есть спустя время недостаточное для утери знания о его (топонима) происхождении, если бы авторами названия были русские, пришедшие (или вернувшиеся?) в те земли в конце XVI– начале XVII веков – что значит название реки не от слова (о)борона, тогда Боронур – Перун-ар, чему (такому прочтению) ниже будут дополнительные подкрепления. Необходимо понимать, что при полагании источника (изначального слова-значения) происхождения топонима (этнонима и др. «нимов»), принимается наиболее вероятный (Перун), что не исключает близкородственных (прана, санс. или та же оборона). С барнаурскими топонимами сязаны никак не тюркские, в том числе такие, как Колывань (река) и Гоньба (поселение) – о них ниже. Из собственно скифского пантеона богов, только и известного по Геродоту, можно отыскать топонимы посвещённые богиням: Табити – горы (пики) Табатты, Усунь-Табаты; Апи – гора Ап, реки Обь, Уба; Арг(т)импасе – реки Аргут, Иртыш и др; богам Папаю – гора Бабрыгань (Папай-Баба, см. выше) и Аресу – река Алей (Арей). Отражение почитания скифами сокола, в названиях природных объектов на Алтае, было выше отмечено. Конечно же племена скифского круга не могли не оставить память о себе, посредством этнотопонимов. Найти их не просто – как по причине тюркского языкового влияния, так и потому, что скифы давали примечательным объектам ландшафта наименования, которыми сами себя называли, во времена своего пребывания на Алтае и окрестностях, и которые могли заметно отличаться от воспринятых, переданных и дошедших до сего времени Геродотом и коллегами. Следы их можно распознать в названиях: гор Азары (Асы-ары), Сары (с Аром, см. НГС), Казык, Сактах (оба сак), сопки Калачак (Коло-сак), нескольких озёр и рек; Курчукские (Кур-сак), Тоурачек (Тур-сак), Карасук (Кар-сак), Сугаш, Шаган, Шегарка (все сак), Кумир (кимер), Корболиха (кербер), Ермачиха, Аламбай, Ульмень, Алемчир, Карама, Калманка, Килим (все арим), Чагырка (тохар), Орга (урги-скифы), Дукей (дахи-скифы), Каргат (керкеты-скифы). И это поверхностный анализ и только, явно выказывающие свою подноготную, топонимы – гораздо больше замыленных временем и пришлыми языками. Телецкое озеро получило название, как полагают, от этнонима телесы, которые от тюркютов (племена), однако озеро Телецкое – Терецкое – Терекское (см. р. Терек – терские казаки) – озеро Тархана, а уж потом (от этого имени бога) тюркюты и телесы. Тем паче, что сами телесы называли озеро Алтын-коль, причём не потому, что оно золотое, так как китайцы знали его, как Артай – не золотое (из кит.) и явно арийское (см. ниже). Можно и подкрепить: округа, в которой налито озеро, называется Турочак (Тур-сак), по одноименному поселению, в ней (округе) горы Корбу, Турга, Тигирень и Тигиргень. Альтернативой может быть Телецкое – Турицкое (такое название имеет место), но, исходя из окружающих топонимов, вероятность её (альтернативы) ниже. И наконец, телесы, это динлины китайских источников, среди которых преобладали носители гаплогруппы R1a1, а тюркоязычными они стали в исторические времена (как и все «тюрки»). Такие топонимы, как Казык, Казыр (реки) и им подобные, намекающие на связь с казаками или казахами, их основа кас, обратное сак (скиф), в именах многих племён скифского круга, они, практически не изменившись, перешли к потомственным (см. НГС), коренным насельникам Алтая, в том числе, например к хакасам. Этнонимы родов и племён алтайских народов и бывших алтайских – киргизов, несмотря на тюркоязычность, отражают наибольшую, среди современнных этносов, культурную и генетическую (по мужской линии, см. НГС) близость скифскому кругу – корректно говорить о их (этнонимах) сохранении, а не переходе к потомкам. Для начала, род у хакасов, шорцев, алтайцев называется сёок (сак). Наименьшую трансформацию претерпели племенные и родовые названия хакасов и киргизов, что согласуется с большей (относительно соседей) генетической близостью к скифскому кругу (наибольшая доля носителей гаплогруппы R1a1), антропологическая несхожесть с ним (скифским кругом) обусловлена вкладом по женской линии (см. НГС):