Скифы-арии или арии-скифы - стр. 33
Скифский круг
В процессе этих изысканий стал понятен, казалось бы неосознанный, выбор слова для обозначения этнособщества, включавшего племена, ранее бывших часть первоариев и, как представляется, более других сохранивших арийское мироздание – круг (скифский). Как уже отмечено, кроме того, что круг, через косвенное звукоподражание, это солнце, умозрительно он – часть, основание и основа кургана (на вершине его Тархан), о чём спешат сообщить слова их обозначающие (КРуГ– КуРГан). Особенность этих слов-значений (круг и курган) в отсутствии в санскрите близких по звучанию аналогов, что вероятно является следствием незнания либо забвения кургана (слова и понятия) индоариями. На глубокое забвение может намекать санскритское cakra-vala – круг не в первом значении (CaKRa-КРуГ), а непосредственное (первое) значение слова – группа, некое количество – то есть означает круг людей (не фигура, в т.ч. описывающая солнце), в то же время, у казаков кругом называли группу соплеменников (собрание), но первое значение этого слова было буквальное (форма, описывающая солнце – изначально само светило). Таким образом, слово круг (КРуГ-КРуЖ-ХоРС), как представляется, присуще именно скифскому миру, в нём оно было сакрально и оно первично (см.выше клекот – коло-кхели – солнце, клек – крик – круг – солнце). Можно реконструировать дальнейшее словообразование: круг (солнце) – карка-белое (солнце), арка-солнце (санс.); круг – круж – хорс – креСТ – креЧеТ– крт-создатель, бог (санс); крт – обратно трк – Тархан, – в поддержку, уже привлекаемое (почти верное) толкование праиндоевропейского корня тарк, как крутить – то есть, тарк – круг. Поскольку, это были самые сакральные, объект и явления – солнце и гром-молния, потому требовалось свести их обозначения не единожды, например: круг – саркала (непал.) – сircle (англ.) – чакра (санс.) – чигирь (др.рус) – цирк – трк – тарх – Тархан.
Сакральные названия со словом сокол необходимо отнести на счёт скифов: на языках Ригведы и Авесты, как показано выше, эта птица называлась несколько по-другому, не говоря уже о том, что у народов, которым принадлежали эти произведения, не заслуживала особого внимания. Многие исследователи утверждают северное происхождение Симурга, в среде саков (скифов). Поддержать это утверждение может имя птицы на авестийском – Мэрэго саена (мара-гора, Меру, саена – сокол санс.) – гора и священная гора на авестийском не мару и Меру – Хара, в то же время, индоарии помещали Меру на севере. Кроме того, если Авеста не поминала (не помнила) Меру, но почитала священную птицу, в именовании которой прямое указание на принадлежность к священной же горе, которая была таковой у индоариев и на Алтае (Сумер) – Симург с севера, от саков-скифов – вернее, это авестийцы, сами обитавшие на севере и бывшие заедино, в том числе с саками-скифами, как смогли, сохранили её (птицу) в памяти. Нелицеприятная внешность Семурга, а он изначально райская птица, косвенно указывает на север и скифов – враги авторов Авесты саки-туры обитали в северном (относительно Др.Ирана) краю – Туране. Древнегреческая (вообще-то этрусская, см.ниже) Химера была также существом страшным и птицеподобным – сообразным Симургу, имевшему другое имя Чамрош (СиМуРг-ЧаМРош-ХиМеРа, см. свар-хвар) – то есть у них один первообраз. В то же время, как было показано в НГС, Химера обнаруживает связь с древнегреческим же Кербером, и оба чудовища с источником страха, под впечатлением которого (источника страха), как видится, они получили именования – киммерийцами – частью этносообщества племен скифского круга (Химера-кимеры-керберии-Кербер). Коль зашла речь об утверждениях и предположениях, заявленных в НГС, и в связи с розысками в окрестностях курганов и горы Меру, к версии о связи названия киммерийцев-гимеров с горой Меру (МЕРу-гиМЕРы), необходимы некоторые дополнительные замечания. Согласно древним индуистским представлениям, гора Меру имела, ориентированные по сторонам света, стороны, каждая из которых охранялась своим божеством, называемым локапала («защитник обители», санс.), в тибетской версии дхармапала или драгшед («ужасный палач», тиб., ДРаГсад – Тарх-сад, см Тагима-сад). Северная сторона, символизируемая красным цветом – цветом кшатриев (воинов), охранялась локапалой Куберой, в этом ответственном деле ему помогали полубожества киннары, кимпуруши и гандхарвы. Север и красный цвет связывался индоариями с саками, являвшимися, наряду со скифами, киммерийцами и сарматами, племенами одного народа, с общим именем скифы – племенами скифского круга (перечислены только крупные и самые известные племена, см. НГС). Далее, божество Кубера представлялся верхом на коне (или льве) – индоарии, став таковыми уже в Индии, будучи ещё ариями, прибыли на новые места обитания на колесницах и первенство в верховой езде у скифов (саков) оспаривать не могли. Кимеров (киммерийцев), как было отмечено, древние греки называли ещё и кербериями, а мифический персонаж по имени Кербер был уродливым чудовищем – индуистский Кубера также обладал уродливым телом и изначально связывался с подземным миром (откуда Кербер) и горами (ср. КуБеРа – КеРБеР, Куб-Ар – Керб-Ар). Поддержать, напрашивающийся вывод, может ряд: Кубера – драгшед – Тархан – Перк(ун) – обратно Керб(ер). Можно добавить: бог – в первую очередь защитник – гуп-защищать (санс.) – Куб-ар (Кубера), Кербер уже антизащитник (для др.греков) – соответственно его имя противоположно древнерусскому оберег-защитник, кроме того, с санскритским гуп (Куб-ара) соотносится древнерусское кобь (волхование, чит. волхв) – обратное слову бог. Все помощники-воины Куберы (чит. его народ-племя), киннары и гандхарвы, имели те или иные элементы конского подобия, как и их аналоги: кентавры (др.греч.), кимпуруши, жиндуры (памирский), китоврас (др.рус., ср. кенТАВР – КиТОВР-АС). Гандхарвы – гандхары, так как их страна Гандхара или Гандара, а другое их название жиндуры (звук «у» воспроизвели, как «в», гандхарВы-гинтУры) – то есть, не противоречащее всем версиям, гантуры-гинтуры (дхара-тара); кентавры и Китоврас – кентауры-кентуры (см.предыдущ) и Китур-ас. Таким образом, подозреваемых в прошлой идентичности, Куберу и Кербера окружали (были с ними связаны): керб-арии – КИМмеры – КИМпуруши – КИНнары – ГИНтуры – КЕНтуры – КИтур-ас, где (из санс. и авес.) пуруша, нара, тура, ар-ас – арий, человек, мужчина, герой или Меру, Пуруса, (д)Хара, тура-тара – гора, в том числе священная; ким, кин (гин), кен – самое вероятное, что они могут означать, с учётом конеподобия их хозяев – коня. Неполное совпадение согласных звуков не должно смущать – время, растояние (отсутствие контактов) и стороннее влияние (языковое), как правило, изменяют звуки (ср. боевой КоНь – КоМоНь, др.рус.), тем более, что киннары известны и как кимнары – все они конечеловеки (или человекокони) – всадники (чит. скифы). Необходимо отметить – китоврас даже не древнерусский продукт, а вероятно, перешедший по наследству, скифский персонаж, и не от древнегреческого кентавра – гандхарвы представлялись, в том числе, как полукони-полуптицы – китоврас с крыльями, а у кентавра их уже нет. То есть, древнегреческий кентавр вторичен относительно Китовраса, кроме того, именование последнего (КитоврАС) содержит (само)название ас, трансформированное из ар(ий) именно в скифском круге (дополнительное указание – тавры-скифы). Кстати, в поддержку поискам в НГС: если кентавр – конный тавр, китоврас – конный тавр-арий (ас), тогда князь – конный ас-арий. Таким образом, этноним киммерийцы, помимо того, что, как было показано ранее (НГС), связан с солнцем, горой, (маРА, Меру) и пастушеством (го-мар – го-пала – пастух, санс.), указывает на свойство, выделяющее их из всех тогдашних народов (не ариев) – непищевое использование лошади (коня), но как средство передвижения и нападения (КиМмеры – КМеть-конный воин, др.рус). Отсюда, при том, что го (в словах гомар и гопала) – бык и он же (в санс.) гона – почти конь (кин-кира – конь, санс.), а, из принципа звукоподражания, конь – и-го-го (ржание), понятно почему в древнегреческом киммеры на один звук «м» больше, нежели в ассирийском гомары (го-мар – ким-мер), кстати, обозначение гона-конь поддерживает полагание – гантуры-коньтуры (гантуры-гандхарвы, см.выше). В поддержку близости конечеловеков Куберы с кимерами, можно добавить: у китовраса был родственник палкан (полкан) – стопроцентный кентавр (без крыльев) – его производят от «полуконь», что является позднейшим переосмысливанием, хоть и выглядит безукоризненно – при незначительной трансформации, он (палкан) конпал (конь-пал) – го-пала (см. Ки-таврас – кен-тавр), мало того, палкан грозный персонаж и его обозначение об этом сигнализирует – Палкан – Перкун, и это поддерживается: при том, что пала и тра имеют, в том числе, общее значение – защищать (санс.), палкан – таркан, к этому, кан-гон-конь-хан (см.выше) – Перкун-Палкан-Тархан. Эти персонажи объединяет общая изначальная прописка (место обитания) – горы Тавра (кентавр, китоврас) и окрестности, где во времена вед проживали гандхар(ц)ы, их страна Гандхара по другому называлась Пурушапура – то есть кимпуруши сожительствовали с гандхарвами, либо это мифические персонажи, прообразом которых был один народ. Восточный Тавр доходил до Гиндукуша, а это уже Средняя Азия. Тавры, как первыми сообщили древние греки, обитали в Тавриде (Крым и ближние к нему земли Северного Причерноморья), получившей название от тавров или, как будто от созвездия Тельца, которое древние греки соотносили с Крымом, и которое в латинской передаче звучало, как Taurus (без звука «в»): последнее (Телец-Таурос-Таврида) принимать во внимание не стоит, так как первые упоминания тавров в Тавриде датируются никак не позже основания Рима, а Геродот и вовсе сообщал о первом царе тавров Таосе, ровеснике Рамзеса II (XIII в днэ) – то есть, древние греки не могли называть Тавриду и тавров от латинского тельца. Кроме того, древние греки горы Тавр с созвездием Тельца не связывали. Более того, древние авторы (чит.др.греки) помещали тавров только на самом юге Тавриды, название же распространялось не только на весь полуостров, но и прилегающие земли Причерноморья, которые по площади были, если не больше, то не меньше Крыма. В древнегреческом написании названия Тавр также нет буквы «в» (как и в названии племени тавров), как нет этого звука в обозначении гор (и области) у других, имеющих отношение к тем местам, народов (Торос, турец., Тарс, армян.): древнейшее название Тавриды (Крыма) – Таврика или Таурика – что практически Таурвай или Тарич (Тарик-Тархан, см.выше) – имя авестийского демона, двойника Тура, родоначальника туров, страна которых Туран (Таврика – Туран), которого именовали также Турадж или Тураг (Тпргитай). Другое название Гандары – Гангхар: в Авесте, в связи с врагом авестийцев, туранцем Франграсианом (Транг-Трагна-Тархан см.выше), потомком Тура, упоминается топоним (гора или город) Кангха, в Туране (Гангх-ар – Кангха) – гандхарвы (ган-туры) – туры, туранцы. Разное звуковоспроизведение существовало ещё в додревнегреческие времена – индоарийские веды, среди племен ариев, числили турваса, которому соответствовало арийское племя Авесты – туирья – это соответствие обязывает видеть за ними тавров-туров (турваса-туирья – тавры-туры). К слову, можно объяснить связь слов друг и товарищ (см. друхиу и турваса, друхиу– другое племя ариев, вед). Ещё одно племя ведийских ариев называлось пуру – по аналогии с обоснованным соответствием Гандхара-гандхарвы-турваса, при том, Гандхара, это и Пурушапура, пуру – кимпуруши. Изначальное (правильное) звучание названия кентавр и именования Китоврас, как кен-таур и ки-таур(ас), при незначительной, не меняющей значение, трансформации, гораздо ближе к первоисточнику – тар-кен и тар-кас (Тархан). Дабы не казалось совпадением – при такой же реконструкции, Гант(х)ара – Тарган (Тархан, Ган-тара – Тар-ган) или Туран Авесты. Поставить точку можно приведя ещё одно название киннаров – турангавактры (туранг-вактры, вактры – Бактрия – Балх – часть или изначально Гандхара, балх-болого-благо). Чуть выше отмечено – Тавр тянется на восток, до Средней Азии – до мест (стопроцентно доказанного) обитания саков – это согласуется с полаганием, что туры – саки. Итак, все эти конеподобные, на поверку оказавшиеся турами (таврами), были связаны с Куберой и Кербером, последний с кербериями-киммерийцами, в то же время, туры – саки, тогда киммерийцы – саки(?). К тому же, в Таврике (Крыму), со времён не позднее тавров, обитали (во много большем количестве) и доминировали киммерийцы – то есть, название земель (Таврида) соотносилось и с ними (было и их названием)? И да, и нет: Кубера не тождественен Керберу – они родственники с одной фамилией (по Тархану).