Размер шрифта
-
+

Скачок. Психология духовного пробуждения - стр. 27

Приблизительно в тот же период, когда в Индии развивали свои учения Джина Махавира (основатель джайнизма), Гаутама Будда и Патанджали (который написал или составил основной текст йогического учения – «Йога-сутры»), на Западе, в Древней Греции, вели свою деятельность Гераклит и Платон, заложившие фундамент современной западной философии. А к востоку от Индии в это же время не менее глубокие учения создавали китайские мудрецы, пытаясь по-своему осмыслить состояние пробужденности и разработать практики, нацеленные на обретение и укрепление этого состояния.

В Древнем Китае также существовала концепция всепронизывающего духовного начала, которое назвали Дао. Слово Дао обычно переводят как «путь». Это фундаментальная сущность вселенной, духовная сила, дающая рождение всем вещам, протекающая через все вещи и поддерживающая в мироздании равновесие и порядок. Очевидно, в этом смысле Дао сродни Брахману и дхармакайе.

В даосизме – духовно-философской традиции, которая сформировалась вокруг концепции Дао, – есть термин мин, обозначающий понятие, наиболее близкое к пробуждению. Древний даос Чжуан-цзы использовал этот термин для описания такого состояния, когда человек уже больше не живет в условиях двойственности и разделенности, но осознает, что его истинная природа есть Дао, и тем самым обретает единство с Дао. Он «опустошает себя» до тех пор, пока не перестанет быть индивидуумом и не ощутит единство с мирозданием. (И опять-таки, все это явно перекликается с идеями индуизма, с его акцентами на том, что мир изначально един, а нам необходимо преодолеть свою мнимую отделенность от него.)

Чжуан-цзы наставляет: «Будь пуст – только и всего. Безупречный смотрит в свой ум, словно в зеркало» [5].

В состоянии мин ум человека не просто пуст, но также абсолютно неподвижен. И в этом состоянии жизнь его становится спонтанным проявлением Дао. Человек отказывается от собственной воли и живет в состоянии «бездеятельного действия» (увэй). Он продолжает жить деятельной жизнью, но за его действиями больше нет никакого умысла или сознательного намерения – он становится инструментом Дао, которое действует через него.

Как и в буддизме, в даосской концепции пробуждения большую роль играет невозмутимость. Когда человек обретает единство с Дао, ни положительные, ни отрицательные события больше не оказывают на него никакого влияния. Внутри он спокоен и самодостаточен – и ничто уже не может поколебать это его состояние.

А еще он утрачивает страх перед смертью, поскольку различие между жизнью и смертью теряет всякий смысл, равно как и другие различия – между «мной» и «тобой», между «мной» и «миром».

Страница 27