Размер шрифта
-
+

Скачок. Психология духовного пробуждения - стр. 26

Вместе с тем в текстах «Сутта-питаки» Будда достаточно подробно рассмотрел процесс пробуждения. Он описал четыре различных уровня пробуждения, характеризующиеся последовательным ослаблением эгоизма и угасанием страстей, углублением отстраненности и невозмутимости.

Человек делается все менее и менее подвержен не только зову желаний, но и отвращению. И наконец, на наивысшем уровне пробуждения – на уровне архата, или «полностью реализовавшегося существа», – достигает стадии абсолютной безмятежности ума без малейших намеков на эго. Такой человек живет в состоянии чистого бытия, без будущего и прошлого – он не создает новую карму и поэтому не будет перерожден.

На этом этапе человек просто не способен вести себя неподобающе. И если непробужденному приходится прикладывать определенные усилия, чтобы вести себя нравственно и добродетельно (следовать шиле, заповедям), то полностью пробужденный человек пребывает в состоянии безупречной добродетельности совершенно непринужденно.

В других направлениях буддизма существуют более четкие описания пробужденности. В более поздней традиции махаяны это состояние описано приблизительно в тех же терминах, что и самадхи, – оно означает признание «таковости» (или базовой реальности) всех вещей и осознание их сущностного единства. Таковость есть нечто, ассоциирующееся с концепцией дхармакайи, которая перекликается с концепцией Брахмана. Здесь, как и в случае Брахмана, мы имеем утверждение, что все явления мира происходят из дхармакайи и все они едины в ней. Знаменитый буддистский учитель Т. Д. Судзуки говорит, что просветление означает осознание дхармакайи внутри себя и способность ощутить ее «всеобъемлющую любовь и всеведущий разум» [4].

В махаяне (в частности, в дзэн-буддизме) есть также представление о том, что пробужденность – естественное состояние, которое всегда присутствует в человеке, подобно тому как золото присутствует в руде. Иными словами, пробуждение есть процесс «обнаружения» нашей истинной природы. Природа Будды дремлет в каждом из существ. Она представляет собой активный принцип, обладающий трансформирующей силой, – так что пробуждение отчасти происходит в силу того, что мы позволяем этой трансформирующей силе себя проявить.

Пробуждение в даосизме

Одно из наиболее удивительных проявлений синхроничности в истории человеческой культуры состоит в том, что многие самые ранние духовные и философские традиции на планете возникли примерно в одно и то же время, по-видимому, независимо друг от друга. Некоторые из них и по сей день остаются наиболее значительными.

Страница 26