Размер шрифта
-
+

Скачок. Психология духовного пробуждения - стр. 25

) обретает единство с той духовной силой, которая пронизывает всю вселенную (с Брахманом). Человек приходит к осознанию, что его сущностью – равно как и сущностью всей реальности – является сат-чит-ананда (бытие-сознание-блаженство). Блаженство, или радость, – в природе Брахмана, так что единение с Брахманом означает погружение в это блаженство.

Поэтому основное внимание в традиции индуистской духовности направлено на единение (между прочим, «единение» – один из возможных переводов слова йога). В этой традиции пробуждение означает преодоление двойственности между субъектом и объектом, между индивидуумом и миром. Оно означает осознание того факта, что на уровне своей сущности ты един со всей вселенной. Там – в твоей сущности – присутствует блаженная духовная энергия, чистое сияющее сознание, неразрушимое и вечное. И это также сущность всего, что только есть в мире, сущность мироздания. Обретя этот опыт, ты выходишь за пределы скорби и смерти.

Буддийская концепция пробуждения

Буддизм вырос на почве индуистской духовности, однако он не придает такого большого значения единению. Вместо этого он сосредоточивается на развитии личной самоотверженности и невозмутимости. При изучении буддизма тхеравады – самой ранней буддийской традиции – очень сложно найти точное определение пробуждения, поскольку Будда уклонялся от обсуждения метафизических или философских вопросов.

Сам Будда обосновал этот подход, в одном из текстов приведя следующую аналогию. Представьте себе человека, в которого вонзилась отравленная стрела, но он не позволяет никому вынуть ее, пока не выяснит, откуда эта стрела прилетела, кто стрелял, к какой касте принадлежит лучник и так далее. Но ведь на деле главное как раз – быстрее вынуть стрелу, то есть освободить человека от страданий. А философские и метафизические изыскания только отвлекают нас от этого.

Слово нирвана буквально означает «угасание» и обозначает такое состояние, когда мы перестаем существовать как индивидуумы, освобождаемся от любых страстей, которые привязывают нас к «колесу перерождений».

Это состояние можно истолковать как полную исчерпанность, когда мы освобождаемся от страданий в том смысле, что нас уже больше ничто не вынуждает перерождаться в этом мире – мире, где страдание в природе вещей.

В более мистической интерпретации, нирвана – это состояние, когда мы не прекращаем свое существование в буквальном смысле, а лишь перестаем существовать как отдельные личности, – состояние, когда угасает отдельное «я» и мы становимся едины со всем космосом.

Страница 25