Размер шрифта
-
+

Симеон Новый Богослов. «Главы». Издание третье - стр. 6


39. Как покров, на очи положенный, так, по смыслу беря, мирские помыслы и житейские рассуждения на оке души бывают: на какое время оставляются они – не видим мы, а когда памятью о смерти будут изъяты, тогда ясно узрим «Свет Истинный, который просвещает каждого человека, идущего в высший мир».


40. Слепым от рождения пребывающий не увидит умом и силе пишущегося не поверит – а увидеть раз удостоенный созасвидетельствует говоримому быть истиной.


41. Видящий чувственными очами знает, когда день, когда ночь, слепой этому не внимает. Духовно прозревший и умными зрящий очами, увидев истинный и незаходимый Свет, если по нерадению в прежнюю слепоту отвратится и света лишен будет – ясноощутимо чувствует его оскудение – и откуда быть тому не не ведает. Слепым от рождения пребывающий никаким испытанием или действием это не постигает – только если на слух что услышит и узнает о том, что никогда не видел, и другим поведает как услышал – самому же и слушающим не уведать о каких вещах говорят.


42. Невозможно плоть наполнять сытостью от пищи и духом вкушать умную божественную благость: как кто утробе послужит – так этой лишит себя, а как тело удручит – соразмерно духовной пищей и утешением будет исполнен.


43. Оставим все, что на земле – не только вещи и дела, и другие материи жития, но и пожелание их совсем изведем из душ наших; возненавидим не только удовольствие тела, но и его бессловесные движения и через болезнование умертвить их потщимся: из-за них то, что от желания, соделывается и в деле поведывается, и когда живо оно, непременно мертвенной быть всей душе нашей – и труднодвижимой к любой заповеди Бога, и вовсе недвижимой.


44. Как пламя огня, когда станешь ворочать вещество, от которого оно разгорелось, всегда возносится в высоту, так сердце тщеславного смириться не может – но как скажешь ему полезное его – более и более восстает: обличаясь и вразумляясь – прекословит неистово, хвалясь и утешаясь – возносится зло.


45. Человек, уразумевший прекословить – сам для себя обоюдоострый меч, убивающий, не замечая того, свою душу, и вечной жизни чуждой делающий ее.


46. Прекословящий подобен волей творящему предание себя сопротивным царю врагам: прекословие – удица, приманкой имеющая праведнословесие, которым обманываясь, крючок проглатываем греха – им и отлавливаться привычно как ради глотки и языка духами лукавства жалкой душе, и когда на высоту возношения возноситься – тогда и в хаос бездны бестолковости погружаться, и с павшими с Неба осуждаться.


47. Бесчествующийся и досаждающийся, и сильно утруждающий сердце пусть знает из того, что древнего змия носит на груди, и если в молчании претерпит или приведется к ответу с великим смирением – немощным и расслабленным его сделает, а если с горечью возразит или будет и говорить с дерзостью – даст змию крепость яд в свое сердце излить и неукротимо внутреннее свое пожирать – так каждый раз здесь могущему поедание творить о благом исправлений и крепости жалкой этой души – и оттоле жить ей для бестолковости, всецело мертвой быть для правды.

Страница 6