Размер шрифта
-
+

Симеон Новый Богослов. «Главы». Издание третье - стр. 9


63. Многое и неуместное сокрушение сердца смущает и помрачает мышление и чистую молитву, и смирение души уничтожает, и сердечную творит болезнь – здесь и ожесточение, и неискусное ослепление, через которые отчаяние в духовных (людей) бесы проталкивают.


64. Когда бы то тебе ни встретилось, монах, обрети в твоей душе ревность и великое желание совершенства, чтобы хотеть тебе исполнить все заповеди Бога, вплоть до праздного слова не проронить и не согрешить, и ни от кого из древних святых не отстать по делу, вниманию и пониманию; и если увидишь себя препятствуемого от бесплодствующих плевелы отчаяния – пусть высота святости на таком не умалится при подъущении ей в тебе помыслов и говорении: «Невозможно тебе среди мира спастись и все без упущения соблюсти заповеди Бога» – тогда ты наедине в один угол сев, себя собери и направь свой помысел, и дай душе своей добрый совет, и скажи: «Что прискорбна еси, душа моя, и что смущаешь меня? Уповай на Бога, раз исповедуешь Его: спасение лица моего не дела мои, но Бог мой – „Кто оправдался делами Закона?“ – „Не оправдается перед Тобой никто из живых“ – но согласно вере в самого Бога моего уповаю быть спасенным ради дара Его неизреченного милосердия; иди за мной, сатана – Господу Богу моему я поклонюсь и Ему от юности моей служу – по одной милости своей спасти меня могущему. Так отступи от меня – Бог, сотворивший меня по образу и по подобию своему, да упразднит тебя».


65. Бог с нас, людей, ничего другого не взыскивает – только не грешить и все; это не есть дело Закона – но хранение без преступления образа и высшего достоинства, в которое согласно естеству встав и нося хитон просветленный Духа, мы в Боге пребываем, а Он в нас – о достоинстве богов и сыновей Бога принимая весть, светом внимания к Богу знаменуясь.


66. Уныние и тягота в теле, от лени и нерадения соединясь с душой, если отклонят от обычного (молитвенного) правила – и затмение мышления доставляют, и отчаяние; тут и робости и хулы помыслы наводить на сердце и ни в обычное место молитвы войти, бесом уныния искушающемуся, и лениться ему, и против всего сделанного мыслить несуразное. Узнав причину – откуда то на тебя нашло, с тщанием на твое обычное место молитвы приди, чтобы со стенанием и слезами в муке сердца твоего к человеколюбцу Богу припавшему, от тяготы уныния и лукавых помыслов вымолено было тебе избавление, и дано тебе, в болезни пребывающему и «в дверь толкущему», от них скорое освобождение.


67. Чистое сердце стяжавший робость победил; только очищающий иногда повергает ее, иногда повергается ей; нисколько не подвизающийся или всецело бесчувствует – и в том друг страстям и бесам и к тщеславию и самомнением недугует, мня себе быть чем-то, ничем будучи, или робости раб и подручный, трепещущий как по разумению младенец, боясь страха, где нет ни страха, ни робости – боящимся Господа.

Страница 9