Шедевры Ахмата - стр. 6
За четыре года учебы в художественном училище Амат прошел путь от простых геометрических форм до сложных фигур рисования, от лепки античных голов до живого портрета. Большое место в его становлении как скульптора занимал известный педагог М.М. Шмаков.
Во время войны Шмаков жил в эвакуации в Самарканде. Он всегда говорил: «Самарканд спас нас от голода и холода». Возможно, поэтому он так подружился с Ахматом и старался вложить в него как можно больше знаний, особенно по основам скульптуры. В годы учебы Ахмат познакомился с Чингизом Ахмаровым, преподавателем рисунка.
Вот так постепенно Ахмат получил возможность осваивать и совершенствовать профессию скульптора. Уже в процессе обучения в училище он принимал участие в различных художественных выставках. К примеру, на выставке в рамках декады искусства и литературы Узбекистана, проходившей в Москве в 1959 году было выставлено четыре произведения Ахмата. Принимавшие участие на выставке Урал Тансыбаев (в то время председатель Союза Художников Узбекистана) и Самиг Абдуллаев, увидев произведения молодого скульптора, посоветовали ему продолжить учебу. Конечно, Ахмат, следуя совету двух знаменитых художников, стал готовиться к поступлению в институт…
В тот год из всей Средней Азии в Московский Государственный художественный институт имени В. Сурикова поступил один лишь Ахмат Шаймурадов. И, конечно, в этом большую роль сыграли и дарования Ахмата, и его целеустремленность в процессе обучения. Следующей удачей Ахмата было то, что в институте он попал в мастерскую Матвея Генриховича Манизера, который передал ему секреты мастерства. Безусловно, академическая система художественного образования сыграла большую роль в становлении его как художника-скульптора.
Ещё в период учебы в институте Ахмат работает над национальными темами. И это вполне объяснимо. Древний и прекрасный родной Самарканд не мог ни волновать молодого скульптора. В его творчестве особое место занимает образ основоположника узбекской поэзии и философа – великого Алишера Навои.
Первое произведение, посвященное поэту, им было создано ещё на втором курсе института. Как-то, во время пребывания на каникулах в Самарканде Ахмата, ректор университета, знаменитый исследователь творчества Навои, Вахид Абдуллаев предложил ему создать образ великого поэта. Ахмат создал бюст Навои в мраморе в натуральную величину и заслужил похвалу своего учителя М.Г. Манизера. Сейчас эта работа находится в актовом зале Самаркандского университета.