Размер шрифта
-
+

Шедевры Ахмата - стр. 9

Проходя мимо этих шедевров-ковров цветной керамики «Пятерицы» Алишера Навои, на станции метро «Алишер Навои» в Ташкенте, мне захотелось поэтически воспеть:

Рукой искусства изваянья Ахмата
Воссоздан облик поэта Алишера-дара.
Да, в познании велик Творец земли.
В ней тайн не перечесть в дали.
Пока не истощена Она,
За пазухой в ней полных сил добра,
Для истинных творцов любви, где его душа.

К подобного рода работам также можно отнести круглую скульптуру и рельеф в музее литературы и искусства имени А.Навои, где автор мастерски решает сцену беседы устоза и шогирда – Джами и Навои.

Взошла скульптурою поэта Лирика,
И Дух его витал там и в нас проникал.
Необходимая ж керамики физика
Сложилась вся в пьедестал.
И все это в желании скульптора,
Где истории страсть и тоска…
Достоинству его звания
Пройти к человечеству через века.

В середине 1970-х годах тематический круг уже зрелого мастера Ахмата Шаймурадова значительно расширяется. Наряду с историческими личностями художник начинает обращаться к образам современников, известных своей эпохе в жанрах портрета, бюста и многофигурной композиции. В их числе такие работы скульптора, как «Композиция с четырьмя поэтами» (1978 г.), «Портрет матери» (мрамор, Самаркандский музей), «Портрет Чингиза Ахмарова» (бронза), «Самиг Абуллаев» (гипс), «Потрет Бобошера Шавхиева» (бронза), «Портрет Зулайхо Наркуловой», «Хлопкоробы» (медь, Москва), «Портрет агронома Холбаевой» (медь), «Усман Юсупов» (медь), «Вдохновение» (медь), «Садриддин Айний» (медь) и другие. Эти работы ещё глубже раскрывают творческое дарование скульптора Ахмата Шаймурадова, реализовавшего себя в академической системе, которую характеризуют пластичность, высокий уровень синтеза формы и содержания.


Чтобы почтить Ахмата ещё больше, я написал следующие строки:

Слепляя глину в камень, бронзу, медь, так
Ты в круг мыслителей в высь метнулся
И, возносясь за шагом шаг,
С небесами почти соприкоснулся.

Особенностью творческого самовыражения Ахмата является широкое использование им такого сложного материала, как мрамор. И это не случайно, так как с детства Ахмат постиг секреты мастерства в работе с камнем. Это превратилось в его любимое занятие, которое с годами совершенствовалось и усложнялось.

Он будто слышал изнутри –
жизнь к нему стучится,
Это разум его требовал,
усилиями крупицею, осуществиться.

Ахмат испытывал себя и в области монументальной скульптуры. Как отмечалось выше: «Ахмат Шаймурадов свои творческие силы, способности активно пробовал в создании монументальных памятников в различных городах республики». (Каталог. Выставка произведений. Самарканд, 1977, 2 с). И сегодня некоторые памятники художника продолжают возвышаться над городским ландшафтом, а некоторые убраны в силу изменившейся культурной и художественной парадигмы. Однако однозначно можно констатировать одно: все они выполнены художником с полной отдачей своих творческих сил и с чувством ответственности.

Страница 9