Размер шрифта
-
+

Шедевры Ахмата - стр. 5

Он, отсекая в мраморе все лишнее,
Прикасался к нему мысленно.
Заметьте, взор к нам был обращен
И проникал в души уже возвышенно.

Я немного отвлекся, продолжим. После четырех лет работы в мраморном цехе (артели) Ахмата перевели в мавзолей Гур-Эмира, чтобы отреставрировать стену с орнаментом «шарафа». Это было грандиозное средневековое сооружение. Поработав там год, в 1955 году Ахмат вместе с мастером усто Болта поехали в Ташкент на особое задание. Работая там, имели возможность быть на приеме у заместителя министра Узпромсовета, и этот руководитель почему-то спросил Ахмата, хочет ли он учиться. Он, не долго думая, ответил: «Конечно, но только по обработке камня».

Ответ был неожиданным: «Готовься! Поедешь или на Урал, или в Москву».

Ахмат, конечно, обрадовался и он начал усердно готовиться. Через шесть месяцев, когда до экзаменов осталось три дня, улетел в Москву.

Древний город он печалью покидал,
Но с гордостью какой-то и восторгался.
Его он навсегда в себя вобрал,
Который слился с ним Востоком.

В Госпромсовете в Москве он встретил свою знакомую Маргариту Соколову, с которой был знаком ещё в Самарканде, когда она приезжала туда в командировку, к мастеру усто Болта. Она и направила Ахмата в Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина…

Прибыв в училище и ознакомившись с перечнем экзаменов, через которые ему предстояло пройти, он решил, что сдавать их не будет, поскольку он мраморщик. Но ему разъяснили, что без этого учеба невозможна. И он как смог, все-таки с трудом сдал экзамены по живописи, истории, написал с большим затруднением сочинение на русском языке. В результате директор училища объявил, о решении комиссии зачислить его студентом без стипендии и о необходимости сдать первый семестр на «хорошо». Иначе неизбежно отчисление. Учеба в первое время Ахмату давалась сложно, так как он, будучи каменотесом, никогда не рисовал, а об акварели даже и не слыхал. Но он прилагал все усилия, и видя это стремление, и студенты, и преподаватели помогали трудолюбивому ученику.

Хочу ещё заметить, что в послевоенное время почти все дети старались друг другу помочь. Возможно, война и трудности жизни консолидировали многих тогда детей. А среди друзей в училище у Ахмата были даже такие, у которых не было одной руки или одной ноги. Вот именно благодаря такой взаимовыручке и таким учителям, да стараниями самого Ахмата он осваивал все премудрости рисования, скульптуры, прикладного искусства и истории искусства. Весенние экзамены он сдал на «хорошо» и «отлично». Так он стал настоящим студентом.

Страница 5