Сахалин. Прогулки рука об руку - стр. 9
Чтобы защитить себя от злых духов, айны украшали свои костюмы сложными, достаточно агрессивными и напоминающими лабиринт узорами. Кроме того, у мужчин была густая борода. Поэтому, когда злой дух запрыгивал на человека, он первым делом попадал в узорчатый лабиринт и начинал там плутать. Поблуждав по «закоулкам», он натыкался на огромную бороду и еще больше запутывался. Не получив желаемого, злой дух психовал и возвращался обратно в нижний мир. Однако у женщин ни бороды, ни усов не было. Поэтому татуировка в виде улыбки создавала имитацию усов, увидав которые, злой дух, уставший в поисках выхода из лабиринта, пугался и уходил ни с чем.
Еще одной причиной нанесения татуировок у женщин было желание попасть в верхний мир, то есть в рай. Айны-мужчины попадали туда автоматически, потому как были прирожденными самураями. Считается, что искусство самураев придумали не японцы, а айны, которые, по словам Татьяны, позаимствовали это, скорее всего, у маньчжуров. Айны были великолепными мечниками, один айнский воин стоил чуть ли не сотню японских, настолько искусны они были в бою. Мужчины попадали в рай, если только не были убийцами, но айны этим редко промышляли, в то время как женщины, не имея татуировки, попасть в верхний мир не могли. «Если женщина не татуирована, то после смерти она не может быть представлена перед божеством и будет брошена в подземное царство. <…> Когда W. Dening в 1877 г. расспрашивал айнок о целях татуировки, они говорили, что если они не будут ее делать, то боги на них рассердятся. На его замечание, почему же боги не наказывают мужчин, они ответили, что у тех имеются борода и усы»42.
Татуировка девочкам наносилась до 15 лет, то есть возраста, когда она должна была выйти замуж. Мальчики были готовы к браку уже в 14 лет (в давние времена жизнь была короткой, до 40 лет максимум, поэтому айны спешили жить). Однако найти мужа можно было только на особых торжествах, а таких было всего два: свадьба и медвежий праздник. Как пишет русский этнограф Лев Яковлевич Штернберг, «особенность медвежьего праздника у айну состоит в том, что праздник этот устраивался не по поводу убиения медведя на охоте, как у всех других северных народов, а по поводу убиения медведя, нарочито вскормленного в течение продолжительного времени у себя при селении. Центр тяжести именно в этом моменте. Айну придают важное значение пребыванию медведя в селении, считая, что в это время он является могучим guardian spirit (духом-хранителем. – Д.К.). Этим объясняется, почему они ему в этот период приносят жертвоприношения, пьют перед ним саке, молятся ему, а молодого сосуна айнские женщины вскармливают собственным молоком