Рождественский пост и Рождество. Как провести и отпраздновать - стр. 7
На Русь этот великий Церковный праздник пришел вместе с христианством в Х веке.
В Европе Рождество Христово стало главным религиозным праздником к 1100 году.
Особенности Рождественского
В отличие от других двунадесятых праздников у Рождества Христова (как и у Крещения), кроме предпразднства(3 января по н. ст.), есть еще один день, особо выделяемый из всех дней подготовки к празднику, – так называемое навечерие или сочельник.
Богослужение Рождественского сочельника начинается, как и в другие дни предпразднства, с Вечерни, Малого Повечерия и Утрени. После чего читаются Рождественские или Царские Часыи служится Божественная Литургия святого Василия Великого, которая начинается Рождественской Вечерней, включающей ряд особых праздничных песнопений и чтений.
Рождественские или Царские часы
При открытых Царских вратах в центр храма из алтаря выносится богослужебное Евангелие и начинается служба, которая называется Рождественские или Царские часы
(когда-то на этом богослужении присутствовали цари). Это богослужение отличается от обычных Часов тем, что оно не присоединяется к другим службам, но представляет собой богослужебное последование, объединяющее все четыре часа – 1-й, 3-й, 6-й и 9-й.
Читаются и особые, соответствующие празднику паримии (избранные чтения из Библии – пророчества о явлении в мир Мессии). Это последнее размышление о вселенском значении Рождества Христова, о решающих и радикальных переменах, которые оно принесло всему тварному миру. Также читаются Апостол и Евангелие. Евангельскими чтениями Рождественских часов охватывается весь цикл событий, связанных с Рождеством Христовым, начиная со смущения Иосифа и кончая его возвращением вместе с Богомладенцем и Его Матерью из Египта.
Рождественская Вечерня
Вечерня, которая обычно следует за Часами, непосредственно начинает само празднование (напомню, что литургический день начинается с вечера). Это последняя и самая важная служба навечерия Рождества Христова, которая соединяется с Литургией святого Василия Великого – самой торжественной и протяженной, совершаемой лишь десять раз в году.
В стихирах на «Господи воззвах» изображается внутреннее значение воплощения Сына Божия, а с другой стороны – внешняя картина Рождества Христова: славословие Ангелов, смятение Ирода и т. д.
После пения «Свете тихий» следует исключительно торжественное чтение рождественских паримий. Вместо обычных для праздничной Вечерни трех паримий в навечерие Рождества Христова читают восемь, в которых говорится о:
• сотворении Богом человека (Быт. 1, 1-13);