Рождественский пост и Рождество. Как провести и отпраздновать - стр. 9
Это древнейший из Богородичных праздников, восходящий к IV веку начало Церковного почитания Девы Марии. Уже святитель Амвросий Медиоланский и блаженный Августин (IV век), а также Епифаний Кипрский (V век) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве.
Указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом зафиксировано в 79-м правиле VI Вселенского Трулльского Собора (691 год).
Иконография
Икона «Собор Пресвятой Богородицы» имеет сербское происхождение и в русской традиции известна с XIV века. Это один из символических вариантов иконы «Рождество Христово».
В центре композиции изображена сидящая на троне Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на руках в окружении Ангелов, пастухов и волхвов. Перед ними, на переднем плане, – прославляющие Ее гимнографы (авторы гимнов) и отцы Церкви.
Как проводить святки
В 567 году Вторым Туронским Собором двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Богоявления (с 7 до 18 января по н. ст.) названы праздничными и святыми, так как освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. На Руси их народное название святки, или святые вечера, так как по древнему обычаю православные христиане заканчивали свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Канун Рождества – сочельник– издревле справляли с почтительным благоговением.
В XIX веке этот великий день Рождества Христова и святки считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто по каким-либо причинам лишен возможности быть причастным к празднеству. В эти наполненные подарками и поздравлениями дни старались не забывать и о делах милосердия – посещать больных, сидящих в тюрьмах (пример этому подавали московские государи) и т. д.
История рождественской елки
Обычаю украшать вечнозеленое деревце уже более двух тысяч лет. Своими корнями, он уходит в языческую мифологию и культуру кельтов, тибетцев и даже японцев. Кельты, к примеру, считали, что ель – священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов. Именно благодаря своей вечнозелености она олицетворяла для них бессмертие и вечную молодость, смелость и верность (аналогичные по смыслу верования были и у восточных народов).