Размер шрифта
-
+

Рождественский пост и Рождество. Как провести и отпраздновать - стр. 11

27 сентября– двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня;

• а также средаи пятница(в среду Иисус Христос был предан Иудой, а в пятницу страдал и умер на Кресте).

Эти постные дни отменяются лишь во время святок (с 7 до 18 января) – с Рождества до Крещения и сплошных седмиц (недель):

• Мытаря и фарисея – третья неделя перед Великим постом;

• Сырная (Масленица) – неделя перед Великим постом;

• Светлая – неделя после праздника Пасхи;

• Троицкая – неделя после дня Святой Троицы.

Многодневные посты

Многодневных постов в году четыре:

Великий(самый главный и строгий) – дата начала и окончания поста подвижны, поскольку связаны с «плавающей» датой празднования Пасхи;

Петров– начинается спустя неделю после праздника Святой Троицы, заканчивается праздником святых апостолов Петра и Павла (12 июля); последний день поста (всегда!) – 11 июля;

Успенский(почти такой же строгий как Великий) – с 14 августа по 27 августа включительно;

Рождественский, или Филиппов, – с 28 ноября по 6 января включительно (день 6 января называется Рождественский сочельник).

Важно: все даты приведены по новому стилю.

Таким образом, в году бывает от 180 до 195 постных дней (в зависимости от даты Пасхи), то есть полгода в рационе православных людей только постная пища.

Как приучить себя к посту

Основа любого поста – борьба с грехом, в том числе и посредством воздержания от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

Пост – аскетический подвиг, требующий определенной подготовки. Необходимо входить в него постепенно, поэтапно (чему служат, к примеру, подготовительные недели Великого поста), начав хотя бы с воздержания от скоромной (от древнерусского слова «скорÓм» – жир, масло) пищи в среду и пятницу в течение всего года.

Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или существенно расстраивают свое здоровье, или от голода делаются раздражительными и нетерпеливыми – злятся на всех и на всё, пост становится для них невыносимым, и они бросают его.

От такого чрезмерного «усердия» остерегал святитель Игнатий Брянчанинов: «От чрезмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам. Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой».

Существуют даже Церковные наказания для «без разума постящихся». Так, в «Книге Правил Святых Апостолов» записано: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень (в воскресенье), или в субботу кроме единыя токмо (Великие субботы), да будет отлучен» (Правило 64 Святых Апостолов). А Правило 18 Гангрского поместного собора (середина IV века) гласило: «Аще кто, ради мнимаго подвижничества, постится в день воскресный, да будет под клятвою».

Страница 11