Россия и мусульманский мир № 3 / 2014 - стр. 23
Провокативная демонстрация этничности стала привычным делом для регионов повышенной конфликтности. Наиболее мягкая из подобных демонстраций – так называемые «танцы на Пушкинской», известные во многих крупных городах, получившие нарицательное название по одной из центральных улиц г. Ростова (еще одно нарицательное наименование – «танцы на Манежной»). Это действие представляет собой своеобразное социокультурное маркирование территории, обозначение того, «кто здесь хозяин» пока на социокультурном уровне. В с. Ремонтное ситуация была гораздо сложнее: здесь речь шла не о социокультурных процессах, а о том, кто устанавливает экономические порядки и весь уклад жизни. При этом наиболее конфликтогенной была деятельность новых переселенцев из Дагестана и молодежи, приехавшей в гости. Поведение этой группы людей было демонстративно вызывающим и не могло не привести к конфликту. Эта ситуация вызывала тревогу у выходцев из Дагестана, проживших в Ремонтненском районе много лет. О том, что подобные танцы имеют не культурный, а провокативный и этномаркирующий характер, свидетельствуют события в Ставрополе в ночь на 17.01.2013 г.
Пример 7. В эту ночь четверо «уроженцев одной из республик Северного Кавказа», как принято политкорректно говорить в СМИ, стали исполнять танец «лезгинка» у одного из ночных клубов. По утверждению правоохранительных органов, танцевавшие были пьяны, хлопали в ладоши, ругались матом, а один из них дважды выстрелил из травматического оружия. 17 января суд Ленинского района Ставрополя осудил троих задержанных за мелкое хулиганство, приговорив двоих из них к 15 суткам ареста. В отношении четвертого задержанного было возбуждено уголовное дело по подозрению в хулиганстве с применением оружия. В свою очередь один из участников инцидента заявил, что виновным себя не считает. «Ничего мы не нарушали. Мы у себя дома находимся, на Северном Кавказе, а не в Москве на площади лезгинку танцевали. Если я потревожил людей маленьких или больных людей старых, в этом случае я перед ними могу, конечно, принести извинения. Но больше ни перед кем!», – цитирует участника инцидента телеканал «Россия» (Суд Ставрополя постановил оставить под стражей участника инцидента с лезгинкой. – http://www.kavkazuzel.ru/articles/218876).
Вторая причина негативного отношения властей всех уровней к этническим конфликтам заключается в том, что осознанно или неосознанно власти трактуют этнический конфликт как собственную недоработку и, таким образом, значительная доля ответственности за произошедший конфликт ложится на власть. В принципе, это верная оценка ситуации, поскольку одна из важнейших функций конфликта – сигнальная. Конфликт сигнализирует о неблагополучии в обществе и показывает, в какой именно сфере это неблагополучие достигло «зашкаливающих» величин. Признание конфликта этническим означает признание неблагополучия в этнической жизни общества, а последняя является безусловной сферой ответственности власти. Этого не скажешь о криминальном или бытовом конфликте: ответственность власти в этом случае минимальная, во всяком случае, она несоизмеримо меньше по сравнению с непосредственными участниками.