Россия и мусульманский мир № 10 / 2015 - стр. 22
Во-вторых, для многих верующих, не только рядовых, но и представителей духовенства, этот процесс предстает как нормальный, ожидаемый феномен современного глобализирующегося мира со всеми его типическими признаками. Некоторые считают, что его не надо понимать и не надо осмысливать. Они заняты «нарративом», описанием данного феномена, но не в контексте закономерных исторических процессов, природы, культуры, общества, личных переживаний, а чужих текстов, мыслей, образов.
В-третьих, имеются недостатки в сфере исламского образования, в том числе и в сфере государственно-конфессионального взаимодействия по линии образования. Требуется значительное повышение качества образования и научно-методической базы в существующих исламских вузах страны, а также уровня подготовки на бюджетных отделениях светских вузов квалифицированных специалистов, в которых нуждаются наши духовные управления и исламские учебные заведения. Неэффективно работает механизм прикрепления исламского учебного заведения к светскому вузу-«спутнику», который должен подтянуть, вывести на качественно новый уровень учебно-методическую и научную работу в исламских учебных заведениях.
В-четвертых, происходит деформация социальных ценностей и представлений о них как о наиболее тонких, подвижных и труднопредсказуемых элементах общественной жизни. Как известно, в социальных ценностях и ориентациях закрепляются национальные традиции, общечеловеческие идеи, установки больших и малых социальных групп.
Всякая «реставрация» старой и отжитой социокультуры за исключением относительной повторяемости некоторых существенных моментов старого, всегда несет с собой нечто новое, неизведанное. Это диалектический взгляд на развитие любой системы, который и становится все более устойчивым в результате последовательного разрешения внутренне присущего ему противоречия.
«Возрождающийся ислам» нас интересует сегодня как бытие этой системы в социокультурном пространстве России. И нам необходимо попытаться, невзирая на определенные сложности, обусловленные многими объективными и субъективными причинами, постараться дать объективную картину исламского возрождения и, используя современные обобщения науки, всматриваться в логику этого феномена, который развивается на наших глазах.
Итак, для того чтобы дать качественную характеристику исламского возрождения, мы попытаемся, с одной стороны, представить исламское возрождение как обусловленный объективными (открытость постсоветских границ и т.д.) обстоятельствами процесс, а с другой – критиковать его экспансионистские поползновения к разрушению (действия вполне конкретных сил и вполне конкретных элит, прямо заинтересованных в разрушении светского общества и разжигании войны) всех остальных форм духовной жизни, включая состоявшиеся исторические.