Россия и мусульманский мир № 10 / 2015 - стр. 23
По нашему мнению, существующие различия в трактовке понятия «возрождение» свидетельствуют, что исследователи пока не пришли к общепризнанному определению возрождения как научной категории и частое употребление во многом объясняется его расплывчатым смыслом, лексическое значение которого удовлетворяет различным запросам социального характера. «Возрождение» провозглашается в качестве программы действий в общественной жизни, в качестве оценки социально-политических, исторических, религиозных и других событий и явлений; используется в качестве символического обозначения и оформления публичных действий и т.д. Термин попадает в поле зрения гражданских и конфессиональных структур, приобретая ситуативное, произвольное значение и истолкование. В результате частая эксплуатация термина «возрождение» приводит к еще большему размыванию его смысловой структуры.
Как нам кажется, точность при определении понятия «возрождение» во многом достигается благодаря выделению различных частных видов возрождения: для описания состояния системы в целом, структуры, отдельных подсистем и, наконец, процессов и отношений.
С нашей точки зрения, понятие «возрождение» в любом социокультурном пространстве подразумевает под собой процесс целенаправленного извлечения тех значимых, существенных признаков в социально-экономической, духовной жизни прошлого общества, прошлых эпох, конструктивно взаимодействующих с новациями, которые необходимы сегодня для обеспечения жизнедеятельности человеческой личности, семьи, социальной группы, общества в целом.
Данная формулировка термина «возрождение» охватывает разнообразные изменения в отношениях, возникающие между людьми почти во всех сферах жизнедеятельности общества.
Важно понять, как это делается, чтобы определить и выбрать, что полезно, нужно, необходимо, а что отторгнуть, чему противостоять. И тогда мы сможем решить проблему или предложить некий modus vivendi как условие, обеспечивающее возможность совместного существования, или, на худой конец, хотя бы временные мирные, диалогичные отношения между интересующими нас направлениями: фундаментализмом и модернизмом. А для этого, во-первых, нужен не сциентистский, а гуманистический взгляд на возрожденческие процессы в исламе, во-вторых, к этому процессу нужно особое феноменологическое (ценностное), а не теоретическое отношение1.
Как бы то ни было, в российском исламском социуме «религиозность, неважно, традиционная или нетрадиционная, конструктивная или деструктивная, оказалась переведенной в разряд респектабельных социальных отправлений, и религия стала приобретать новую для себя и для общества нишу» [4, с. 8].