Россия и мусульманский мир № 10 / 2015 - стр. 24
Религиозная мысль у различных народов России, исповедующих ислам, имеет множество оттенков. Поскольку ислам в России возрождается в условиях секулярного общества, некоторые формы исламской религиозной мысли имеют лишь суброгационное значение и для религиозного сознания являются неразвитыми. Развитое и раскрывшееся в полной мере исламское религиозное сознание не может не подойти вплотную к исламу, не интересоваться исламскими темами. Это чувствуется, когда начинаешь задумываться над вопросами: что же из прошлого возрождается сегодня в исламе? Какие же новации, связанные с глобализацией, модернизмом, вливаются в возрождающийся ислам? Как сочетаются в общественном сознании эти дихотомичности? Актуальность нашего исследования заключается в этих вопросах.
На наш взгляд, для того чтобы полнее охарактеризовать проблему диалектического отрицания в возрожденческих процессах в исламе, нужно понять и принять очень многие образы и оттенки этого уникального явления, которые проецируются на общественную жизнь, формируя ценностные ориентации и реальное поведение людей. В этом случае нам важно понять психологию фундаменталистов и модернистов в исламе.
Нельзя утверждать, что возрожденный ислам – это новый ислам, новое исламское мировоззрение. На наш взгляд, новое в исламе – это то, что возникло в мире глобализма. Фундаменталистам не удается до конца подогнать свое мировоззрение под старый, архаический тип исторического ислама, хотя они увлечены старой религиозной истиной и ищут путей возврата в лоно далекого Халифата. Это отмечает и М.Я. Яхьяев: «Сторонники фундаменталистского ислама (салафиты, ваххабиты), будучи главными противниками традиционалистов, в качестве социально-политического идеала проповедуют возврат к реалиям “золотого века” ислама (период жизни первых трех поколений мусульман, или период, связанный с жизнью и деятельностью Пророка Мухаммада и четырех “праведных” халифов) и шариатизацию общественной жизни» [3, с. 6].
Это явление совершенно противоположно тому, что мы видим в исламском модернизме. Сторонники модернизма ищут новой жизни и новой мысли, направленные на перекодирование культуры, связанное с утверждением нового миропорядка. В их представлении модернизация ислама – разумный компромисс между религиозными догмами и современным миром. Именно они пытаются произвести инновационный сдвиг в мусульманском сознании, соединяя религиозный опыт с новым духом, с современным научным сознанием.
Если исходить из утверждения американского социолога Э. Шилза, что «традиционализм – это сознательное, преднамеренное утверждение традиционных норм при полном сознании их традиционной природы и убеждении в том, что их ценность обусловлена традиционной передачей из некоего священного источника» [1, с. 72], то ислам можно назвать традиционалистской идеологией лишь потому, что в его основе лежит священная традиция – Коран и Сунна Пророка Мухаммада. А ревностное стремление сохранить верность принципам, заложенным в основу богословско-правовой школы, способствует укоренению традиционалистского сознания.