Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 10 / 2015 - стр. 21

Нет ничего удивительного в том, что современное исламское мировоззрение стремится к религиозной авантажности и к исторической масштабности: оно ищет фундаментальных истоков, корней и вековых образов исламского религиозного сознания, остерегается произвола мысли, поступков, столь характерных для современного человека. Исламское мировоззрение боится подмены религиозного оригинала. Однако это никак не ограждает радетелей ислама от надуманного подражания прошлому, от рефлексивных размышлений, настраивающих на лад старинных религиозных традиций, от безнадежного оптимизма в жизненных оценках.

Следует отметить, что после многих десятилетий гонений и тоталитарной зависимости процесс возрождения ислама на первых порах вполне естественно проходил как своеобразное «отрицание отрицания». В то же время мы понимали, что огульное отрицание ценностей прежней системы чревато угрозами политического и культурного экстремизма, имеющими в своем арсенале только разрушительные программы. Одновременно приходило и понимание того, что безотчетное и опрометчивое возвращение к прошлой жизни, к ее ценностям, традициям и укладу может обернуться и другой крайностью – непризнанием реалий сегодняшнего мира, отрицанием необходимости модернизационных процессов в обществе.

Именно с позиций такого своеобразного отрицания появилась опасность возникновения религиозной экстремистской оппозиции в лице фундаментализма, которая, по сути, может стать оппозицией духовности. Суть ее антидуховных устремлений – создание антидуховных общественных конструкций на смеси шовинизма, религиозной нетерпимости и ничем не оправданной ненависти ко всему «не нашему».

Мировое сообщество неоднократно являлось свидетелем конкретных экстремистских проявлений прошлых и настоящих дней, насколько агрессивна была эта реакция, сколь велики были в ней разрушительные начала и ненависть ко всему, что невозможно было уложить в узкие рамки мировосприятия отдельных воинствующих религиозно-политизированных группировок.

Так вот, анализируя наши исследования и ежедневные наблюдения в обществе и в особенности наиболее мобильной ее прослойке – молодежной среде, где наиболее часты деструктивные проявления на религиозной почве, мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, одна из причин деструктивных проявлений в обществе с религиозной подоплекой – это то, что огромное количество людей, подхватившее идеи возрождающегося ислама, понимают и объективируют эти идеи без осознания их действительного смысла. Не вдаваясь и не углубляясь в суть учения, не зная места, роли и времени возрождения этого учения, просто привыкают, учатся манипулировать соответствующими терминами и словами. К ним можно применить понятия «невежда», «полузнайка», «дилетант» и т.д.

Страница 21