Рогачев и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 14
Вторая половина девятнадцатого столетия – начало столетия двадцатого (вопросы религии) [13]:
«В конце XIX – начале ХХ вв. в городе было построено еще 2 молитвенных дома.
Во второй половине XIX – начале ХХ вв. в Рогачеве имелся 1 казенный раввин, который регулировал деятельность всех иудейских общин уезда. С 5 (или 15) октября 1866 г. на эту должность был назначен Хейфиц (Хейфец) Нота Арьевич (Аронович), который родился в 1836 г. и окончил Горецкое земельное училище>9. 18 февраля 1871 г. он повторно был назначен казенным раввином, и с этого же времени у него появился помощник – Мельник Яков».
3.2 Двадцатое столетие (до советско-германской войны)
Анатолий Каплан. «Рогачёв. Улочка». Источник: https://belisrael.info/?tag=kholokost-v-rogacheve&fbclid=IwAR1agexHMVB08igtU0Jj6vviszatGaySQ3c7vwVlpHu-D9n3P3BnNrraur4
О еврейском населении города: «Для него период 1850-х – 1950-х гг. являлся крайне сложным: многочисленные попытки трансформации религиозной жизни и традиционного уклада в Российской империи сменились атеистическими мероприятиями советского правительства и антисемитской политикой И. В. Сталина». [13]
Основные события до октябрьского переворота 1917-го года
Год 1905 -й. Это был год, когда на должность Рогачевского городского общественного раввина существовала вакансия.
Период 1907-го -1912-го годов. В данном временном периоде казенным раввином города был Иосель Довидович Мейтин.
Иудейская община города направляла немалые усилия на организацию бесплатного образования для детей из еврейских семей с невысоким достатком.
Начало двадцатого столетия. В это время в Рогачеве действовала (под руководством Вексельмана Копеля) талмуд-тора.
Основные события после октябрьского переворота 1917-го года
Октябрьский переворот 1917 г. Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-istorii-oktyabrskaya-revolyuciya-g-3976893.html
Период после октябрьского переворота 1917-го года ознаменовался появлением нового этапа в функционировании иудейских общин. Осложнилась жизнь простых евреев. Например, Григорий Исаакович Житомирский рассказал следующее (публикация Вероники Русаковой «От имени живых и павших») [14]:
Рейзл и Залман Житомирские. Источник: http://shtetle.com/shtetls_gom/rogachev/rogachev.html?
«Григорий Исаакович начал с воспоминаний о своем деде, Залмане Житомирском, который с женой Рейзл и пятью детьми проживал в маленькой белорусской деревне Барсуки Рогачёвского уезда. Других евреев в деревне не было. До революции дед арендовал у помещика ветряную мельницу. Залман как мог помогал крестьянам, был отзывчив на любую просьбу. Поэтому его семью в деревне любили, а самого деда называли Залманка.