Психология здоровья: восточная традиция - стр. 11
. Эта область связана с сохранением и укреплением здоровья населения посредством организованных соответствующих мероприятий. Специалисты, работающие в этом направлении, разрабатывают и реализуют программы по иммунизации, санитарии, просвещению в вопросах здоровья. Эта область исследует болезнь и здоровье в контексте сообщества как социальной системы. Успешность реализации этих программ и особенности реагирования на них тех, для кого они предназначены, представляют большой интерес для специалистов по психологии здоровья.
3. Медицинская социология изучает широкий спектр проблем, связанных со здоровьем, в том числе влияние социальных взаимоотношений на распространение болезней, культурные и социальные реакции на них, социоэкономические факторы обращения за медицинской помощью и особенности организации медицинских служб.
4. Медицинская антропология ориентирована на проведение кросскультурных исследований по вопросам здоровья и болезни. Ее, в частности, интересует, каким образом люди, принадлежащие к различным культурам, реагируют на болезнь и какие методы они используют для лечения болезней; как у них устроена система здравоохранения и др. Если бы психологи здоровья не располагали ответами на эти вопросы, их представления о здоровье и болезни были бы существенным образом ограничены.
В целом в западной психологии здоровья присутствует мнение, что для этой области знания еще не сложилось единое определение. Что касается определения, данного Матараццо, то оно критикуется за излишнюю широту новой научной области, включающей в свои границы болезнь и здоровье, превенцию и лечение, воспитательную и изменяющую поведение практику, а также научный и прикладной анализ. Говорится о том, что слишком широкое определение психологии здоровья представляет собой проблему, так как оно затрудняет четкое отграничение психологии здоровья от других областей психологии.
Наш читатель получил возможность познакомиться с целым рядом переведенных на русский язык монографий и учебников, в которых излагаются теории личности, созданные в разное время западными психологами. Среди них заслуживает особого внимания работа Л. Хьелла и Д. Зиглера [Хьелл, Зиглер, 1997]. В ней изложение известных концепций не обременено личными пристрастиями авторов монографии. Они неукоснительно следуют принципу объективного рассмотрения каждой теории, давая возможность читателю увидеть как ее несомненные достоинства, так и очевидные слабости. Понятие личности чрезвычайно сложно, и по этой причине в психологии еще не сложилось его общепринятого определения. Толкование его зависит от теоретической ориентации исследователя. Современную психологию личности не следует отождествлять с патопсихологией или клинической психологией. Ее основная задача заключается в том, чтобы объяснить, почему люди ведут себя так, а не иначе; почему они ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигнуть. В решении этой задачи не могут быть ориентирами умозрительные рассуждения, здравый смысл или интуиция. В основу должен быть положен научный подход, опирающийся на должную верификацию высказываемых идей. Теория, не подтвержденная исследованием, – не более чем праздные размышления. Приведенные в теории положения должны быть ясно определены, логически связаны между собой, доступны для проверочных исследований. Теория, не отвечающая данному требованию, бесполезна для практических целей. Теория должна быть свободна от внутренних противоречий, не содержать в себе избыточное количество концепций, предположений. Она будет тем более предпочтительнее, чем шире и разнообразнее будет представлен в ней охват объясняемых ею поведенческих проявлений. В конечном счете теория личности должна помогать человеку лучше понимать самого себя и других людей, решать свои проблемы и получать большее удовлетворение от жизни.