Психология здоровья: восточная традиция - стр. 13
1.3. Роль восточной традиции в становлении западной психологии здоровья
Мы исходим из того, что несомненный вклад в историю становления западной психологии здоровья внесла индо-тибетская традиция: йога, аюрведа, тибетская медицина [Никифоров, 2006; Никифоров, 2015]. В связи с этим сам факт официального оформления психологии здоровья во второй половине ХХ века как нового научного направления можно признать лишь только по формальному основанию. Попытаемся проследить, не претендуя на исчерпывающее раскрытие хронологической последовательности, опорные вехи проникновения этой традиции на Запад. Именно с йоги началось знакомство Запада с теми уникальными знаниями о здоровье человека, которые в ней представлены.
Первые известия и удивительные истории о таинственных мудрецах с Востока, о факирах-йогах и демонстрируемых ими «чудесах» начали проникать на Запад еще более двух тысячелетий назад. Одно любопытное историческое свидетельство повествует о том, что в 327 году до нашей эры во время своей экспедиции в Индию Александр Великий после одной из битв взял в плен группу из десяти йогов. Он задал им ряд вопросов и от услышанных ответов пришел в восхищение. Он отпустил пленников, но одного из них попросил остаться с ним и сопровождать его в дальнейшем в качестве учителя и советника. Йог дал согласие и покинул Индию вместе с Александром.
Свами Вивекананда (настоящее имя – Нарендранат Датт) был тем просветителем, который впервые вынес идеи йоги на суд широкой общественности во время двух своих визитов на Запад в период 1893–1900 гг. За это время он дважды посетил Америку и трижды побывал в Англии. Эти страны были основным местом его пребывания, но во время своих путешествий он посетил также Италию, Францию и Турцию. Свою первую лекцию о йоге Вивекананда прочитал 11 сентября 1893 года в Нью-Йорке на Конгрессе мировых религий. В последующем его рабочий график был чрезвычайно насыщен. Например, во время второго визита в Америку он читает до семнадцати лекций в неделю и дает два раза в день частный курс (сегодня мы сказали бы – «мастер-класс») для группы учеников. Его многочисленные лекции, доклады, выступления появляются в печати, в том числе в виде отдельных изданий. Он впервые знакомит западную аудиторию с философией веданты и сущностью индуизма. Центральное место в прочитанных им лекциях занимают его четыре работы о йоге: «Раджа-йога», «Карма-йога», «Бхакти-йога» и «Джияна-йога». В Америке Вивекананда неоднократно встречался с представителями местной научной элиты того времени. В их число вошли и великий электрофизик Н. Тесла, и один из авторитетных психологов У. Джемс. Что касается последнего, то можно сказать, что он первым из западных психологов откликнулся на пришествие йоги. Глубокое впечатление на него произвел трактат Вивекананды по раджа-йоге. Джемс активно посещал курс лекций по этой дисциплине и сам упражнялся в овладении ею. В благодарность за полученные знания он посвящает Вивекананде свою знаменитую книгу «Религиозный опыт, попытка описательной психологии» [Джемс, 1902]. Концепция потока является одной из основополагающих в йогическом учении. Она раскрывается в рассуждениях о потоке сознания, потоке мыслей и разума, энергетических потоках в организме. В раджа-йоге ей уделяется особое внимание. Совершенно очевидно, что идея потока произвела впечатление на Джемса и он включил ее в свой творческий процесс. Так, обращаясь к феномену сознания, Джемс пишет: «Позвольте нам впредь, говоря о нем, называть его “потоком мысли”, “потоком сознания”, “потоком субъективной жизни”» [Джемс, 1902, с. 120].