Протоапостол. Благовествование Гермы. О ком свершилось 14-е чудо Христово? - стр. 7
Однако это МЫ так прочитываем. Поскольку не святые и не в затворе. И открыты у нас на священное писание чаще только глаза природные, а не в помощь им еще и око духовное.
А затвор Феофанов стал истинным его дерзновением к Богу (1Ин 3:21): даровано было святому в ответ на подвиг его изведать глубины Павловы, как если бы соприсутствовал он в сердце апостола, начертывающего ту фразу римлянам! Подвижничество затворническое Феофана с Богом сорастворило, а Богу – все сердца весть!..
В Апостоле нынешнем…
Бог видит каждое движение сердца каждого человека – живущего ныне; жившего когда-либо; того, кому еще только суждено прийти в эту жизнь.3 Бог ведает сердце Гермино в том числе – и вот Феофан причастился ведению сему, и не потому ли проникновенен столь сказ Феофанов об ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ Гермы свойствах? Они выделяют его из ряда прочих святых, поименованных в послании Павловом.
«Особенное Божье благоволение» имел Герма, – говорит Феофан. – И удостоен был свыше «особенных» же «видений и откровений». А к этому еще присовокупляет: «слагается из которых вся жизнь его»! (Если б вот моя жизнь, грешная, – слагалась из видений и откровений, мне посылаемых свыше!.. то не была бы грешной… но грешник есмь, увы мне.)
Итак, Феофан свидетельствует истотность, богорожденность писаний Гермы. Святой не видит в них ни блазнений, ни отсебятины. Он чувствует человека этого – Герму – всетвердо ставшим на путь растворения себя в Боге.
Такого сорастворения, которое врата Домой взыскующим растворяет. Поэтому говорит Феофан о Герме ученикам своим: «преискренняя простота веры и беспрекословная покорность внушениям Божиим» – качества, которые привлекают «особенное Божье благоволение»!
Скажут: а почему бы Феофану тогда не назвать Герму прямо ПРОТОАПОСТОЛОМ? почему не просветить современников, коль скоро уж обнаружилась в затворе святителю такая о Герме истина?
Тут можно только гадать. Возможно, потому не употребил такое слово святитель, что забыто было оно ко времени Феофанову. Что толку так величать, коли люди смысл величания разуметь не смогут?
А может и САМОВИДНЫМ почел сие святой русский, в затворе-то пребываючи? Затвор ведь… особый мир! То есть и не мир уже даже суть, а… НАДМИРИЕ.
Прижизненная ГОТИМНА (говоря языком духовидца Даниила Андреева), где праведный как у Бога в горсти покоится (тогда как окаянному татю-грешнику, напротив, невыносимее кары нет, чем одиночное заключение).
Затвора сила такая: что тайна суть за семью печатями в миру – в затворе благословенном явится как на ладони поданное! Вот и представляется самозаточнику открывающееся там – не требующим каких-либо пояснений.