Размер шрифта
-
+

Против идеологии. Почему утопии рушатся - стр. 18

), которые будут справедливо, глубоко порядочно и честно самоуправляться и властвовать. По мне так все это очень негладко смотрится даже на бумаге. А о том, что из этого вышло в реальности, можно было бы вообще не говорить. Но говорить придется.

Социализм-лайт: рождение социал-демократии

Марксистская программа была слишком радикальной – она предлагала разрушить существующий порядок вещей до основания, а затем заменить его на бог знает что. Известно, что Маркс с Энгельсом не оставили детального описания коммунизма, и определяется он главным образом негативно – не через то, что в нем есть, а через то, чего нет (частной собственности, денег, «угнетения» и так далее). В силу своей радикальности марксизм привлекал внимание одних лишь радикалов, которые в любом обществе пребывают в относительном меньшинстве и в ситуации политической стабильности никак не могут захватить воображение широких масс.

При этом оснований для пролетарской революции со временем становилось не больше (как жестко предсказывал Маркс), а только меньше. В конце XIX—начале XX вв. в Европе и Северной Америке бешеными темпами развивался технический прогресс, который делал общество материально и культурно богаче и давал людям надежду. Создавалось более справедливое налогообложение – регрессивная система, при которой богатые дают в государственную казну относительно меньшую долю личного дохода, заменялась на систему с подоходным налогом, а в некоторых странах позднее будет введено прогрессивное налогообложение. Расширялось избирательное право – доступ к голосованию на выборах получали все больше людей; расширялось представительство мужчин, а вскоре к ним были добавлены и все взрослые женщины. Появилось всеобщее образование. Расходы на социальные нужды росли колоссально – к примеру, в Великобритании с 1842 по 1913 гг. госрасходы на образование, науку и культуру поднялись с практического нуля до 10% бюджета6.

В Европе хардкорный марксизм как авангардная левая сила фактически быстро самоуничтожился – его заменила социал-демократия, главным идеологом которой был немец Эдуард Бернштейн (1850—1932). Его называют ревизионистом марксизма, и ортодоксальные идеологи вроде В. И. Ленина относились к нему крайне плохо. Бернштейн отказался от самого главного – от идеи пролетарской революции, и вместо нее предлагал эволюционное движение к коммунизму путем реформ в рамках капиталистической системы. Защита прав трудящихся, социальная поддержка, развитие профсоюзного движения, улучшение условий труда – вот повестка социал-демократов. И надо сказать, что Марксу такого рода «реформистские» идеи сильно не нравились. Он, к примеру, считал, что развивать профсоюзы и бороться за повышение заработной платы рабочих не стоит, так как это только пролонгирует существование несправедливой системы. Чем хуже, тем лучше – нужно делать так, чтобы свирепый оскал капитализма проявлялся в полной мере, и тогда рабочая революция наступит быстрее. А профсоюзная борьба – это с его точки зрения очень плохая и «реакционная» идея.

Страница 18