Против идеологии. Почему утопии рушатся - стр. 19
В послевоенном хаосе и упадке 1918—1919 гг. в некоторых европейских странах (в особенности проигравших войну вроде Германии и Венгрии) вспыхивали малые коммунистические революции, но они очень быстро затухали и широкой поддержки местного населения не получали. Революции в передовых западных странах, о которой говорили Маркс и Энгельс, не произошло. Зато она случилась в другой стране, и вы прекрасно знаете, какой.
Гибель утопии: советский опыт и его последствия
К советской истории в России особое отношение. В отношении этом причудливо соединилось абсолютно несочетаемое – левый и правый взгляд на вещи. С одной стороны, идеологией Советского Союза, идеологией, без которой его невозможно представить, которую он яростно насаждал внутри и пытался пропагандировать вне себя, была леворадикальная марксистско-ленинская теория. С другой стороны, люди, которые сейчас особенно пламенно топят за Союз, которые являются поклонниками Сталина и его «достижений» – это по психологии чистые правые консерваторы. Любить СССР, согласно им, мы должны потому, что не любить Родину, маму, папу и бабушку – это грех. К Союзу у многих отношение абсолютно необъективное, потому что в нем жили и работали наши предки. Выразителями этой тенденции являются, к примеру, «вышедший из гущи ментовской» пролетарский писатель Захар Прилепин, одиозный интернет-деятель Дмитрий Пучков («Гоблин»), а также многие из выступающих на патриотических ток-шоу в посткрымскую эпоху. Решается этот принципиальный парадокс вот как – нынешние идеологи, по большому счету, выводят реальную советскую идеологию на второй или даже третий план (марксизм – это, как ни крути, штука подрывная) и вместо обращения своего внимания на нее призывают просто испытывать гордость за страну и радоваться за ее историю, которую они считают великой. И все же дальше я постараюсь привести филигранную критику нашего прошлого, в которой Советский Союз будет полностью переигран и уничтожен.
Но начнем мы с предыстории его появления. Почему в 1917 году в России случилось две революции? Российская империя в начале XX века была, с одной стороны, бурно развивавшимся государством (рост национального продукта до 7% в год – сегодня о таком трудно даже мечтать), а с другой раздиралась многочисленными противоречиями. Во-первых, это были противоречия между богатыми и бедными, аристократией и крестьянами, имущими и неимущими. Приведу пример – почти половина депутатов 1-й Государственной думы (апрель-июль 1906) были представителями крестьянства, и вот что по этому поводу писал Сергей Ефимович Крыжановский, видный законодатель, товарищ (т. е. заместитель) министра внутренних дел в 1906—1911 гг.: