Размер шрифта
-
+

Против идеологии. Почему утопии рушатся - стр. 16

.

В современной экономике на природу прибыли («прибавочной» или добавленной стоимости) принято смотреть примерно вот как. Капиталист – это в первую очередь тот, кто откладывает собственное вознаграждение за труд, причем откладывает иногда на многие годы вперед. Ведь для того, чтобы организовать предприятие, нужно, говоря в общих чертах, арендовать помещение, провести в нем ремонт и реновацию, обставить его, закупить оборудование, которое может стоить очень немалых денег, нанять квалифицированный персонал и так далее. Организация дела стоит немалых усилий и финансовых вливаний. Кроме того, его экономическая успешность всегда находится под вопросом. Приведенный пример с гвоздями имел бы смысл, если бы капиталист мгновенно отнимал у рабочего произведенный товар и продавал по своей цене. Но так не бывает никогда – помимо затрат на производство и его организацию, есть еще и маркетинг, логистика, дизайн упаковки и прочее. Реальное производство слишком сложно устроено, и измерить вклад отдельного рабочего в создание продукта просто невозможно. Как, примеру, можно сравнивать труд графического дизайнера и рабочего на конвейере? В действительности мерой труда рабочего любого типа является только его заработная плата. Никакой «прибавочной стоимости» из нее не воруется и вороваться не может. Поэтому марксистской «прибавочной стоимости» в реальности просто не существует. И если вам кто-то всерьез про нее рассказывает, то вы видите пред собой замшелого марксистского шарлатана.

Риски и убытки – это такая же часть экономики, что и прибыль. Доморощенные критики капитализма об этом всегда забывают. Помимо этого, прибыль – это необходимое условие экономического роста, полноценного расширения дела и его развития. Без нее не было бы вообще ничего из того, что мы видим вокруг себя. Поэтому ее существование полностью морально оправданно, если, конечно, отбросить случаи различных махинаций и откровенного мошенничества. Прибыль – это своего рода обязательный приз за правильно организованное и общественно-полезное дело. В обсуждение этой темы можно легко добавить мелкую буржуазию, различных самозанятых (с точки зрения марксизма, эксплуатирующих самих себя), рантье, пролетариев-акционеров, получающих дивиденды, и марксистская схема бытия с ее бинарной дихотомией «буржуазия – пролетариат» потеряет всякий смысл.

С точки зрения современной левой мысли, существует еще одна важнейшая марксистская концепция – так называемое «отчуждение». Оно состоит в том, что рабочий на капиталистическом производстве выполняет некоторую малую функцию, которая делает его вклад в создание продукта очень незначительным и слабовоспринимаемым. Например, на фабрике, на которой шьют джинсы, рабочий не создает джинсы как таковые, он лишь, к примеру, забивает несколько заклепок, расположенных у карманов в каждой паре. При капитализме человек отчуждается от своей истинной природы – быть свободной творческой личностью; человек отчуждается от самого себя, от своих чувств и собственного предназначения. Рабочий – это угнетенный, бездушный и бесправный винтик капиталистической системы. Он как бы «отчуждается» от результатов своего труда; плоды его работы ему не принадлежат, и это, по Марксу, очень плохо. А отчуждение человека от результатов его труда в конечном счете приводит к отчуждению человека от человека, и это еще более страшно. Логичная концепция, не правда ли?

Страница 16