Размер шрифта
-
+

Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях - стр. 33

Многообразие социальных проявлений в жизни человека (то, что в социальной психологии именуется социальными ролями и которые В.В. Зеньковский называет «социальными ликами» человека) не должно касаться той глубины личности, которая определяет целостность её духовной основы. Опытная жизнь психики подчинена силе мистического единосущия человека со всем человечеством. Это неразрывное сочетание в человеке социальности с осознанием собственной индивидуальности непосредственно влияет на процесс его личностного развития. Индивидуальное своеобразие человека может раскрыться лишь в его социальной жизни, поэтому, считает В.В. Зеньковский, «социально-психическая жизнь личности так же сплошь духовна, как духовна и жизнь личности для себя» [152, c. 91]. Проблема духовного развития формулируется учёным как проблема правильного соотношения индивидуального и социального в душе человека.

Таким образом, В.В. Зеньковский органически связывает религиозное и социальное становление личности человека.

Повреждённость грехом всего человечества сказывается и в том, что естественная социальность, так же как и естественная религиозность человека, недостаточны для органичного существования человека в мире, так как содержат в себе источник постоянных конфликтов и трагедий. И только в Церкви, где человеческая стихия сочетается с божественной, в этой «благодатной соборности» возможно преодоление коренной раздробленности в духовном начале личности. Проблема духовной и социальной жизни человека может быть сформулирована, как проблема вхождения в Церковь.

Примечательно, что в этой работе, в отличие от более ранней своей работы «Социальное воспитание, его задачи и пути», В.В. Зеньковский пишет о семье, как об основной форме социальной жизни ребёнка, а, следовательно, и первой школе его социального воспитания. По мысли учёного-богослова, духовная жизнь ребёнка закладывается не в Церкви, а в семье и зависит от её социального устройства. «Духовная природа семейной социальности сказывается в том, что и правда и неправда в семейных отношениях неизбежно отзываются на духовной жизни членов семьи» [152, c. 92]. Логика В.В. Зеньковского позволяет делать вывод о неразрывной связи и взаимообусловленности семейного, социального и духовного (религиозного) воспитания в предлагаемой им модели.

Религиозное воспитание является приоритетным в силу иерархической обусловленности им и семейных, и социальных отношений в жизни человека. Однако в раннем возрасте становление личности ребёнка полностью зависит от того, какова семейная атмосфера и семейное воспитание. Поэтому религиозное воспитание ребёнка обусловлено особенностями семейного уклада и воспитания. Социальное воспитание также напрямую связано с религиозным и оказывает значительное влияние на духовно-нравственное становление личности (определяемое В.В. Зеньковским как религиозное). Без должного социального устроения душа человека обретает некоторую патологию, которая в свою очередь подвергает коррозии процесс его духовного развития. Таким образом, в концепции В.В. Зеньковского чётко выстроена взаимосвязь и взаимообусловленность религиозного, семейного и социального воспитания и показано, каким образом могут осуществляться одновременно процессы гармонизации и иерархизации воспитательного воздействия на становление личности.

Страница 33