Размер шрифта
-
+

Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях - стр. 34

Уникальность педагогической системы В.В. Зеньковского заключается в том, что им было исследовано и творчески проработано богатейшее наследие российской религиозно-философской мысли. Русский социальный синтез позволил В.В. Зеньковскому выстроить универсальную воспитательную концепцию, отразившую единство и взаимообусловленность семейного, социального и религиозного становления личности. Своеобразие российского менталитета, укоренённого в самобытности русской культуры и социальной психологии, природно-географического, социально-политического, экономического факторов, с одной стороны, и открытости и готовности к приятию всего остального мира души русского человека, с другой, – получило в воспитательной системе В.В. Зеньковского наиболее ёмкое выражение.

В работе В.В. Зеньковского «Социальное воспитания, его задачи и пути» нашли отражение идеи П.Я.Чаадаева о действии промысла Божия через социальную среду на человеческую природу. Учёный считает, что через переживание собственной слабости, связанной с влиянием на человека социального окружения, с которым необходимо считаться, к которому надо приспосабливаться, личность усваивает такие важнейшие качества, как послушание, подражание, смирение. Это в конечном итоге способствует процессу усвоения человеком социальной традиции и формированию механизма смирения перед промыслом Божиим.

Проблема научения человека жизни в соборном единении со всеми людьми, жившими в прошлом, живущими в настоящем и теми, кому предстоит жить в будущем, сформулированная А.С. Хомяковым была проработана В.В. Зеньковским в книге «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии». Актуализация свойственного природе человека качества «мистического единосущия» всех людей способствует по мысли В.В. Зеньковского формированию социальной и религиозной устойчивости мировоззрения личности. Для такого человека условность исторического времени и географического расположения в контексте Вечности обеспечивает принципиально иной образ мировосприятия.

Обозначенная И.В. Киреевским проблема гармонизации внутренней сущности человека с его внешними проявлениями получила дальнейшее развитие в учении В.В. Зеньковского о кресте в жизни человека. Утверждая, что каждый человек с рождением приносит в мир задачи, связанные с его духовными особенностями, В.В. Зеньковский показывает, насколько эти задачи согласуются с внешними условиями существования человека и в какой мере они обусловлены внутренней повреждённостью – грехом человеческой природы, отражающейся в наследственности, неправильной физической, социальной и духовной жизни.

Страница 34