Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях - стр. 35
Развитие идей софийной концепции восприятия мира и человека В.С. Соловьёва у В.В. Зеньковского идёт в контексте согласования идеи своеобразия и неповторимости личности с её связанностью и зависимостью от социальной среды.
Не принимая полностью идеи Н.А. Бердяева о творческом характере преодоления несовершенства мира и человеческого сообщества, В.В. Зеньковский вместе с тем называет развитие творчества приоритетной задачей именно социального воспитания. По его представлению, эмоциональная активность питает социальное взаимодействие и потому без творческой инициативы развитие человека и общества приобретает патологические черты.
В работах В.В. Зеньковского получают дальнейшее развитие идеи С.Н. Булгакова о естественной религиозности человека, о незаменимости и нерастворимости личности в социальном взаимодействии.
Представления С.Л. Франка о соборной природе человека позволили В.В. Зеньковскому разработать учение о Церкви, как благодатной соборности», без помощи которой невозможно преодоление постоянных конфликтов и трагедий существования человека в мире. Предложенное В.В. Зеньковским понимание благодатной и натуральной соборности» [152, c. 88] позволило ему показать невоплотимость в реальности замыслов социальных утопистов и вместе с тем, по его видению, наметить реальные пути преображения жизни.
В.В. Зеньковский утверждает, что включённость семьи, школы и всего общества «в систему преображения истории вообще, то есть в Церковь» [152, c. 88] способны превратить их бытие в путь спасения от трагических коллизий уже в земной жизни. В связи с этим он обосновал концепцию воцерковления семьи, школы, культуры и общества как пути одухотворения социальной жизни.
Рассмотренные идеи социального воспитания в работах русских религиозных мыслителей позволят соотнести их в данной работе с современной теорией и практикой социального воспитания. Это обстоятельство тем более актуально, что основные идеи православного воспитания, как правило, изложены в работах не философского, а богословского характера – в творениях святых отцов Церкви. Применение святоотеческого наследия в теории и практике современной педагогики требует использования специальных герменевтических методов. Наследие русских религиозных философов, в отличие от святоотеческого наследия, может быть использовано в качестве концептуальных оснований построения теории конфессионально-ориентированного профессионального педагогического образования, так как самобытная социально-философская мысль в России отражает единство религиозных и социальных представлений исследователей.