Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях - стр. 32
Примечательно, что названные качества души ребёнка В.В. Зеньковский определяет как формы второй активности, тогда как формы, связанные с ощущением собственной силы, являются проявлениями первичной активности растущей личности.
Одновременное существование двух полюсов психической активности имеет огромный смысл. Становление человека будет однобоким, если один полюс развивается за счёт другого. Лишь совместное развитие индивидуальной силы и социальных навыков приспособления определяет нормальный путь развития личности ребёнка.
Таким образом, в раннем творчестве В.В. Зеньковского обнаруживаем элементы построения системы социального воспитания – обозначена цель, поставлены задачи, определены пути решения задач и указаны их средства. Основой системы является душа ребёнка с присущими ей изначально социальными силами.
В дальнейших своих работах учёный развивает понятие «личности», работая над построением концепции метафизики человека. Анализ идей русских философов оказал не последнее влияние в создании В.В. Зеньковским оригинальной философской системы, включающей в себя как социально-философские представления, так и антропологию, с детально проработанными в её русле проблемами воспитания.
Основу антропологических построений В.В. Зеньковского составляет христианское учение об образе и подобии Божием в человеке. Личностное начало каждого человека связано с наличием в нём именно образа Божия, который является «последней глубиной индивидуальности и своеобразия, единичности, изнутри определяющей незаменимость и значение каждого человека» [152, c. 42]. И если образ Божий дан, то подобие задано, достижение богоподобия является целью земной человеческой жизни. Христианство признаёт повреждённость человеческой природы первородным грехом, в связи с чем, считает В.В. Зеньковский, создалась в человеке коренная двойственность – «раздвоение разума и сердца» [150, с. 451]. Установление утраченной цельности зависит от свободной воли самого человека, от его обращённости к Богу и готовности к исполнению воли Божией о самом себе. В своей антропологии В.В. Зеньковский использует понятие «креста», как логики духовного пути развития человека. «Путь человека определяется не простой сопряжённостью духа и психофизической стороны, но в нём обнаруживается своя – для каждого человека особая – закономерность, которую зовут «судьбой», которая в христианстве именуется «крестом»… Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живёт» [152, с. 52]. Трудность «несения креста» лежит во внутренней «неустроенности» (вследствие греха) человека, идущей, согласно В.В. Зеньковскому, и через наследственность, и через неправильную физическую, социальную, духовную жизнь. Также трудность несения креста связана с тем, что человек включён в общую жизнь всего человечества, «всей своей жизнью мы соединены с близкими и отдалёнными социальными группами» [152, с. 55]. Эта социальная связанность личности настолько глубока, что зачастую трудно определить индивидуальное своеобразие личности. Решая проблему согласования идеи личности с её связанностью с социальной средой, В.В. Зеньковский обращается к представлению о софийной природе человека – «мистического единосущия» всех людей. Он пишет: «Мы обыкновенно никогда не ощущаем человечество в целом, как единство – в лучшем случае мы можем включить в живое чувство нашего единства, скажем, европейские народы, близкие и знакомые нам в своём историческом развитии, но нам труднее даётся ощущение живой связанности всего человечества. Впрочем, в последнее время, благодаря ряду причин, всё больше и чаще встречаются люди с таким мировым «самочувствием». Однако то реальное целое, с которым мы мистически связаны, шире даже всего человечества, ибо оно не знает границ не только пространства, но и времени. Софийное единство человечества включает в себя все человеческие поколения» [152, c. 90].