Пробуждённые сновидений: тибетская йога сна и практика осознанных сновидений на пути внутренней трансформации и постижения истины - стр. 2
Вторая часть посвящена тибетской йоге сновидений. В качестве основы для объяснения этой древней буддийской традиции Алан Уоллес использует текст Гуру Падмасамбхавы – великого индийского йогина, который сыграл ключевую роль в формировании тибетского буддизма. Многие поколения тибетских (а в последнее столетие и западных) духовных искателей использовали йогу сновидений для продвижения по духовному пути. Эта глубокая практика позволяет постичь иллюзорность окружающей действительности не только в сновидении, но и в том состоянии, которое мы привыкли считать окончательной реальностью, – в состоянии бодрствования. Для адепта тибетского буддизма окончательная реальность – это что-то совершенно иное. Центральным понятием этой реальности считается отсутствие у двух категорий феноменов (внешних проявлений и ощущения собственного «я») независимого существования – их «пустота». Постижение пустоты феноменов предоставляет практикующему пространство для эффективной работы с собственным умом, что может привести к достижению полного просветления – высшей цели буддийской практики.
Текст Падмасамбхавы датируется VIII веком нашей эры и был составлен индийским йогином для тибетских духовных искателей, поэтому, даже несмотря на усилия переводчиков, современному человеку очень непросто извлечь из него практическую пользу. Разница взглядов на мироздание, различия в социальном устройстве общества, произошедшая на Западе научная революция, сложная терминология – все эти препятствия встают на пути тех, кто пытается понять древнюю мудрость, сокрытую в тибетских текстах. В третьей части книги Алан Уоллес предлагает пути преодоления этих препятствий, объясняя воззрение, свойственное буддийской философской доктрине, с позиции передовых научных исследований в области квантовой физики. Он также даёт множество практических советов по интеграции современной техники осознанных сновидений (техники, одобренной научным сообществом и успешно применяемой в психологии) и практики тибетской йоги сновидений.
Во время работы над переводом этой книги я и сам опробовал описанные в ней методы. Не имея никакого особого опыта в подобных практиках, я тем не менее смог добиться того, о чём пишет Алан, – осознать, что нахожусь в сновидении, самостоятельно выстроить его дальнейший сюжет и даже извлечь из этого определённую практическую пользу. Техники, предлагаемые Аланом Уоллесом, работают. Они, без всякого сомнения, будут полезны для практикующих тибетский буддизм. Их использование также может помочь в решении большинства психологических проблем, с которыми сталкивается сегодня практически каждый человек. И даже те люди, кто не занят духовными исканиями и у кого нет никаких психологических проблем (фантастическая ситуация, учитывая ритм современной жизни), навряд ли захотят отказаться от тех возможностей, которые предоставляют осознанные сновидения. Они могут быть использованы для решения творческих задач, для научных исследований, для совершенствования практических навыков, да и просто для развлечения. Мы проводим треть своей жизни во сне. Почему бы не научиться использовать это время с пользой?