Пробуждённые сновидений: тибетская йога сна и практика осознанных сновидений на пути внутренней трансформации и постижения истины - стр. 1
B. ALAN WALLACE
DREAMING
YOURSELF AWAKE
Lucid Dreaming and Tibetan Dream Yoga for Insight and Transformation
Edited by Brian Hodel
SHAMBHALA
Boston & London
By arrangement with Shambhala Publications, Inc.
Horticultural Hall, 300 Massachusetts Avenue
Boston, Massachusetts 02115, USA
www.shambhala.com
Публикуется по согласованию с издательством «Шамбала Пабликейшнз», Бостон, Массачусетс, США, и Агентством Александра Корженевского
© В. Alan Wallace, 2012
© Перевод на русский язык. А. Мускин, 2014
© Издание на русском языке, оформление. ООО «Ганга», 2016–2018
Предисловие переводчика
Эта книга относится к разряду практических руководств. Некоторые положения научных теорий и философских доктрин упоминаются довольно часто, но лишь для того, чтобы проиллюстрировать практические аспекты соответствующих методов и техник. Задача, которую ставил перед собой Алан Уоллес, заключалась в том, чтобы объединить современную технику осознанной работы со сновидениями, разработанную Стивеном Лабержем, с практикой йоги сновидений, которая является важнейшим этапом духовного пути в рамках тибетского буддизма. Ценность этой книги в том, что автор делится с читателями собственным опытом, подробно объясняя методику практики и раскрывая многолетние наработки. Это не «докторская диссертация», написанная соискателем научной степени в помещении читального зала библиотеки, это свежее и живое знание – результат практических экспериментов, проб и ошибок. Алан Уоллес уникален тем, что его квалификация учёного[1] (автор занимался совместными исследованиями с первооткрывателем техники осознанных сновидений Стивеном Лабержем) и компетентность адепта тибетского буддизма (среди учителей Алана такие известные мастера тибетского буддизма, как Его Святейшество Далай-лама, Гьятрул Ринпоче, Зонг Ринпоче и Ген Ламримпа) дают ему полное право на попытку синтеза этих двух методов работы со сновидениями. В результате книга может оказаться полезной как для психологов, ставящих своей задачей исследование ума и практическое применение техники осознанных сновидений для работы с пациентами, так и для практикующих буддистов, которые используют практику йоги сновидений на духовном пути.
В чём суть описываемых в книге методов? Случались ли у вас сновидения, в которых вся окружающая обстановка и действующие лица настолько ярки, а события настолько динамичны, что вам начинало казаться, будто вы находитесь внутри фильма? Сценарий проработан идеально, актёры блестяще играют свои роли, обстановка подобрана безупречно. Короче говоря, ваш сон обладает всем необходимым, чтобы побить рекорд по сборам, установленный фильмом «Аватар». Большинство людей регулярно видят такие сны. И всё было бы чудесно, если бы не одно «но»… Мы не в состоянии влиять на сюжет собственных сновидений и совершать осознанные поступки – нас просто несёт по течению. Хороших парней могут застрелить плохие, шаттл на космический курорт может улететь без нас, женщина (или мужчина) мечты уезжает с вечеринки с кем-то из других персонажей нашего (!) сновидения. Всё дело в том, что, находясь в сновидении, мы не осознаём этого факта. Даже если нам вдруг удастся в какой-то момент понять, что мы спим, то в большинстве случаев мы сразу же просыпаемся, упуская все те возможности, которые нам предоставляет осознанное сновидение. Несмотря на упоминания о том, что ещё в Средние века отдельные люди могли управлять своими снами, научное обоснование осознанных сновидений увидело свет лишь в конце 80-х годов прошлого столетия благодаря усилиям учёного-психолога Стивена Лабержа.
Первая часть книги посвящена практическому освоению техник и методов, которые он разработал. Алан Уоллес подробно объясняет, как приучить ум узнавать, что он находится в состоянии сновидения, оставаться в сновидении и брать происходящее под свой контроль. Это предоставляет практикующему практически безграничные возможности. Мы можем посещать места, в которых никогда не были, и даже создавать собственные ландшафты и социумы. Мы можем общаться с людьми, которых никогда не встретили бы в состоянии бодрствования, – любимыми музыкантами, актёрами, политиками или духовными лидерами, – причём как с живыми, так и с умершими (ведь в сновидении возможно всё что угодно). Несмотря на то что всё это происходит во сне, наша эмоциональная реакция остаётся практически такой же, как и наяву (иначе почему мы просыпаемся в холодном поту от кошмаров?). Подобный навык помог бы нам и в решении более серьёзных задач – мы могли бы справиться с определёнными эмоциональными проблемами, разобраться со своими страхами, найти выход из сложных жизненных ситуаций. Все необходимые для этого методы изложены в первой части книги.