Размер шрифта
-
+

Православная энциклопедия - стр. 25

Власяница (вретище) – грубая темная ткань из козьей или овечьей шерсти. Чаще всего она шла на изготовление мешков. Иудеи в знак печали надевали на себя одежды из власяницы. В древности она была одним из предметов монашеской одежды.

Водоосвящение – действо священника или архиерея, связанное с освящением воды. Во время водоосвящения в воду трижды погружают крест, благословляя ее. Освященную (святую) воду используют для освящения различных предметов, дома, ее пьют для укрепления духа. Водоосвящение может быть великим и малым. Великое водоосвящение, или великая агиасма, совершается в канун (навечерие) и в праздник Богоявления (Крещения Господня). Малое освящение воды происходит во время водосвятного молебна, который обычно служат после литургии.

Возглас – возглас священника или архиерея, краткая молитва, либо завершение какой-либо из священнических молитв, читаемых тайно.

Воздвижение Креста Господня – двунадесятый церковный праздник, отмечаемый 27(14) сентября. Установлен в память событий, связанных с обретением Креста Господня, которое произошло в 326 году недалеко от Иерусалима в месте, называемом Голгофа. Крест отыскали прибывшая в Палестину святая царица Елена, мать императора Византии Константина Великого, и патриарх Иерусалима Макарий. Последний после обретения святыни предложил воздвигнуть найденный крест, чтобы ему могли поклониться многочисленные паломники. Эти события произошли 14 сентября 326 года. С тех пор в этот день Церковь отмечает Воздвижение Креста Господня, которое является единственным христианским праздником, отмечаемым со дня его основания. Но поскольку его события не располагают к бурному веселью, в самый праздник установлен однодневный пост.

Воздух – легкий большой покров, которым покрывают сверху покрытые покровцами потир и дискос. Он символизирует плащаницу, в которую было завернуто тело Иисуса Христа.

Вознесение Господне – двунадесятый церковный праздник, отмечаемый в сороковой день по Воскресении Христовом (Пасхе). Он выпадает на четверг шестой недели Пасхалии. События праздника связаны с воспоминанием вознесения Иисуса Христа на небо и обещанием Им второго пришествия. На сороковой день после Своего Воскресения Иисус явился ученикам, вывел их из города «и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо» (Евангелие от Луки, 24, 50–51). «И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния апостолов, 1, 9—11).

Страница 25