Размер шрифта
-
+

Православная энциклопедия - стр. 1

Введение


Попытка рассказать о таком, интересном, вобравшем в себя все элементы народной жизни явлении, как православная жизнь народа, призвана разбудить нашу историческую память и рассказать о трудовых буднях наших предков, о религиозных, социальных, культурных, нравственно-этических основах их жизни. Кроме того, обращение к православию необходимо. Познавая его, современные люди откроют для себя много нового об истоках нашей веры, национальном сознании, традициях и правоосновах нравственности народа.

Религиозная жизнь людей всегда шла рядом с историей человечества, неотступно следовала за ней, она была как живой организм народа – организм сложный, очень подвижный. Человек наследует свойства родителей, а религия в течение веков вбирала черты исторической жизни народов. Подобно живому организму, она проходила основные этапы эволюции: младенчество (им было язычество), отрочество (принятие христианства на Руси; в сравнении с переходным возрастом человека это был наиболее сложный период), «взрослость» православия соотносится с веками утверждения и расцвета христианства.

Принятие христианства означало начало новой эпохи в жизни Руси. Языческая Русь к этому времени владела знанием закономерностей природы и человеческой жизни, системой обрядов, верований.

Немаловажным отражением православной жизни народа всегда оставались праздники с их обычаями и обрядами. Ритмика праздников и будней в дохристианский период соотносилась с временами года, под которые подстраивалась работа земледельца. Русичам-язычникам после принятия христианства пришлось овладеть не только православным учением, но и принять пантеон христианских святых и соотнести все это с прежними своими верованиями.

Церковный календарь, пантеон святых и угодников четко вошли в трудовой ритм, эстетику православного человека. В народных праздниках в ходе развития истории практически исчезли элементы предрассудков и бесовской обрядности, но все-таки некоторые их следы остались и сейчас. Необходимо подчеркнуть, что в силу современной урбанизации, а тем самым и с исчезновением живых хранителей народных традиций и обрядов большинство народных праздников существует только благодаря церкви. Она всегда хорошо понимала, что здоровые корни национальной культуры необходимо сохранить, осмыслить и передать опыт и вековые знания и традиции народа будущим поколениям, потому что иначе погибнет живой организм православной веры.

История возникновения христианства. Православие в России


Человеку всегда было и будет свойственно во что-то верить. В Бога, в добро и зло, в высшую справедливость, в высший разум. Невозможно представить себе нашу жизнь без этих понятий. Вера человека прошла огромный путь эволюции – от тотемизма (поклонения животным) до высших форм религиозных учений. Сейчас на Земле существует множество религиозных учений и всего лишь три из них относятся к мировым религиям. Это христианство, ислам и буддизм. Мировыми они названы и в силу численности сторонников, и в силу распространенности, и в силу позволительности вхождения в них любого человека вне зависимости от его национальности и социальной принадлежности.

Самая древняя из вышеназванных религий – буддизм (появился в V–VI вв. до н. э. на территории Индии). Далее по «возрастным» рамкам идет христианство (I–II вв. н. э. – на территории нынешней Палестины) и ислам (VII вв. н. э. – Саудовская Аравия). Христианство исповедуют около 2 млрд человек. Ислам исповедуют более 1 млрд жителей Земли, буддизм – около 200–250 млн человек.

Для того чтобы понять причины появления христианского вероучения, его эволюцию, требуется представить себе то время и место, социальную и духовную сферу, в которой жили первые христиане, понять психологию тех людей, которые проповедовали новое учение.

Христианство как религия возникло в сложный для всего человечества период. Многие народы Запада и Востока были порабощены римлянами и рассеяны по земле. Рабство, отсутствие нормальных условий жизни, отсутствие идеологии единения привели к тому, что к I в. до н. э. возникают идеи пришествия на Землю Мессии, который спасет мир. Истоки этого миропонимания следует искать в истории курманской общины (по названию местности Вади-Курман, где впервые случайно арабскими пастухами были найдены спрятанные в пещере рукописи).

Страница 1