Православная Церковь и экуменизм - стр. 22
Мыслить обо всем во Христе или Христом – вот главные заповеди для каждого христианина, вот наш категорический христианский императив теории познания. Но Христом можно мыслить, если иметь ум Христов. Святой апостол говорит: мы имеем ум Христов (1 Кор. 2, 16). Как его приобрести? Живя в Богочеловеческом Теле Церкви, которой Он – Глава, ибо жизнь в Церкви посредством святых таинств и святых добродетелей соединяет все наше существо с существом Церкви, соединяет и наш ум с Богочеловеческим умом Церкви и научает нас умствовать по Христу, иметь те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Размышляя Христовым умом, соборным умом Церкви, христиане могут иметь одни мысли, одни чувства, иметь одну любовь, быть одной душой и одним сердцем, единодушными и единомысленными (ср.: Флп. 2, 2; 3, 16; 4, 2; Рим. 15, 5; 1 Кор. 1, 10). Бог и Господь Иисус Христос сошел с наднебесных Божественных высот и даже Сам стал человеком, чтобы люди могли иметь те же чувствования, какие и во Христе (Флп. 2, 5), и жить «достойно Бога» (см.: 2 Тим. 2, 15). Святые отцы говорят, что Бог стал человеком, чтобы человека сделать богом; или Бог вочеловечился, чтобы человек обожился. Вот в чем вся истина Церкви, истина Богочеловеческая, истина земная и небесная, бессмертная, вечная.
Организм Церкви самый сложный, какой только знает дух человеческий. Почему? Потому что это единственный Богочеловеческий организм, в котором заключены все Божественные и человеческие тайны, в котором все Божественные и человеческие силы составляют одно Тело. Только всемудрый и Всемогущий Богочеловек, Господь Иисус Христос, мог все это соединить в одно тело, Свое Тело, которому Он – вечный Глава и в котором Он руководит всей жизнью. Самая маленькая частичка этого Тела живет всем Телом, а все Тело живет каждой маленькой частичкой. Все живут каждым и в каждом, а каждый живет всем и во всех. Каждая часть растет общим ростом всего Тела, а все Тело растет ростом каждой части. Все эти многочисленные части Тела соединяет в одно вечноживущее Богочеловеческое Тело Сам Господь Иисус Христос, согласовывая деятельность каждой части со всей соборной жизнью Тела, а каждая часть трудится «по мере» своих сил. Силу же каждого члена Церкви образуют евангельские добродетели. Евангельская деятельность каждого члена Церкви, хотя и обособлена и индивидуальна в нем, всегда всесторонне соборна, совместна, обща, ибо входит во всеобщую деятельность всего Тела. И пока своей евангельской деятельностью человек преображает себя, возрастая во Христе, до тех пор Господь Иисус Христос эту его деятельность превращает в общую, соборную, Богочеловеческую энергию, и так Тело