Размер шрифта
-
+

Православная Церковь и экуменизм - стр. 23

(Еф. 4, 16). Итак, деятельность каждого члена Церкви всегда индивидуально-соборна, индивидуально-коллективна. И когда кажется, что кто-либо трудится сам для себя (пример – подвиги пустынника), в действительности, являясь членом Церкви, он всегда трудится для нее. Таково устройство Богочеловеческого организма Церкви, которым всегда руководит Сам Господь Иисус Христос.

В соборной жизни Церкви переплетены жизни Ангелов и людей, кающихся и грешников, праведников и неправедных, усопших и живых, причем более праведные помогают менее праведным, чтобы и те возрастали в праведности и святости возрастом Божиим. По всем членам Церкви струятся Богочеловеческие святые силы Христа, включая и самых меньших, и самых незнатных, по мере их благодатного приживания к организму Церкви посредством подвигов веры, любви, молитвы, поста, покаяния и остальных святых добродетелей. Таким образом, все мы сообща возрастаем в святой храм в Господе (Еф. 2, 21), благодатно и органически связанные между собой одной верой, одними святыми таинствами и святыми добродетелями, одним Господом, одной истиной, одним Евангелием. И все мы участвуем в одной Богочеловеческой жизни Церкви, каждый на своем месте в этом Теле, которое Господь, Глава Церкви, ему определил, ибо Тело Церкви растет из Него и Им, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей (Еф. 4, 16). При этом Господь каждому определяет место, которое отвечает его духовным особенностям и христианским свойствам, особенно по святой евангельской любви, которую каждый добровольно возгревает в себе. В этой соборной жизни Церкви каждый созидает себя с помощью всех, и это – по любви, и все – с помощью каждого, потому-то и апостолу необходимы молитвы даже самых «меньших» членов Церкви.

Члены Церкви, полностью соединенные с Богочеловеком благодатно-добродетельным союзом, живут тем, что Его (от Него и Им), и имеют то, что Его, и знают Его знанием, ибо мыслят соборным умом Церкви, чувствуют соборным сердцем Церкви, желают соборной волей Церкви и живут соборной жизнью Церкви: все, что суть их, в действительности это прежде всего Его и всегда Его, а они всегда суть свои только Им и в Нем.

Все верные – одно Тело в Церкви, для чего это так? Для того, чтобы все мы жили одной святой соборной жизнью, соборной верой, соборной душой, соборной совестью, соборным умом, соборной волей. Соборно все: вера, любовь, правда, молитва, пост, истина, печаль, радость, боль, спасение, обожение, соединение с Богочеловеком, бессмертие, вечность, блаженство, – и всем этим управляет и все это соединяет благодать Святого Духа. Мы не свои, но принадлежим всем в Церкви, а прежде всего – душе Церкви, Святому Духу. Это чувство есть главное и постоянное и непрерывающееся чувство каждого настоящего члена Церкви. Никому в Церкви не принадлежит все, но каждому столько, сколько ему определил Святой Дух соответственно его месту в Богочеловеческом Теле и по мере его веры.

Страница 23