Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера - стр. 12
Такое нежное, без грима,С простыми, добрыми глазами.А мы хотим всё в оперении,В обёртке яркой и блестящей…О, как норой подводит зрение,Что видит блеск ненастоящий.И вас опять разводят годы,Но меркнет мишуры мерцание.Крошатся отношений своды,И трещины – как расстояния.И вдруг ты встретишь ненарокомНадёжное плечо, без лоска,И жизнь опять вернёт к истокам,Где всё красивое – неброско…Фогель Лидия
Цель: осознание личностных проекций, погружение в ресурс состояния творящего.
Задачи:
✓ увидеть и принять свою маску как часть себя;
✓ прочувствовать себя в контакте с другим человеком и научиться выражать свои чувства к партнёру символическими средствами, например, – при помощи грима;
✓ бережно и ощутимо прожить, увидеть, осознать характерологические черты свои и другого человека;
✓ получить опыт партнёрского контакта в моменте соприкосновения с зоной лица;
✓ освоить новые средства выражения своих чувств;
✓ получить понимание собственных ресурсных состояний в данный момент жизни и осознание своего потенциала.
Инвентарь: театральный грим; краски для рисования по телу; карандаши для аквагрима; жидкость/крем/вазелин для снятия макияжа; ватные палочки; ватные подушечки; влажные и сухие бумажные салфетки; музыкальное сопровождение.
Время работы: 20–30 минут в одну сторону – в целом до 60 минут.
Возрастные рамки применения: от 5–7 лет.
Алгоритм работы
Вступление. Группа делится на пары. Партнёры договариваются между собой, кто первый рисует гримом, кто – второй. Вначале рисования на лицо наносится основа. Упражнение выполняется под мягкую, ненавязчивую музыку или в полной тишине.
Основная часть
Инструкция к действию.
1. Клиенту предлагается загримировать лицо партнера так, как он его видит. Важно в рисунке проявить два типа качеств: те, которые уже выражены в человеке и являются его сильными сторонами, и те, которые пока не очевидны, но являются личностным потенциалом развития.
2. Гримируются партнёры без зеркала друг за другом, на это отводится по 20–30 минут.
3. В момент рисования важно получать удовольствие, как от процесса создания образа, так и от процесса принятия образа.
4. Обеим сторонам предлагается в процессе рисования параллельно отслеживать свои ощущения и эмоции.
5. По окончании работы оба партнёра описывают на листе формата А4 те качества, которые они увидели проявленными и не проявленными в своём партнёре, а также свои предположения о том, как изменится человек, когда его потенциальные качества проявятся, какие возможности перед ним откроются.
6. Следующим важным этапом работы является фотографирование (индивидуальное и парное), только после этого участники могут посмотреть на себя в зеркало.