Познание истины - стр. 31
В нашей повседневной деятельности нас интересует вовсе не абсолютно точная длина карандаша, а такой практический вопрос, как: «Есть ли у меня карандаш?» На такой вопрос любой из нас может дать четкий, безошибочный и абсолютно правильный ответ: «да» или «нет». В зависимости от этого я буду или не буду записывать какую-то информацию на бумаге. Но если я действительно держу в руке карандаш, то никто и никогда не сможет опровергнуть или уточнить моего абсолютно правильного ответа «да».
Это значит, что в одних случаях (если в этом нет необходимости) человек не может познать даже относительную истину, в других случаях (если это нужно) он может познать не только относительную истину, но и такие фрагменты абсолютной истины, которые не могут быть уточнены или опровергнуты никем и никогда в будущем. Человек может выразить элемент абсолютной истины, но не всю ее исчерпывающую полноту.
Обобщая все сказанное, мы можем сформулировать закон неисчерпаемости и познаваемости абсолютной истины следующим образом:
Абсолютная истина неисчерпаема как вширь, так и вглубь. В то же время абсолютная истина познаваема поэлементно. Но как бы велики не были наши познания, все равно останется еще слишком много непознанного.
Тогда возникает вполне естественный вопрос: какие элементы абсолютной истины мы можем познавать на данном этапе нашего развития, а какие – нет?
9. Свобода выбора без права на ошибку
О, Боже! Дай мне душевный покой, чтобы принимать спокойно то, чего я не могу изменить, мужество – изменять то, что могу, и мудрость – всегда отличать возможное от невозможного и познаваемое от непознаваемого.
Научные факты убеждают нас в том, что мы можем успешно познавать только лишь те фрагменты абсолютной истины, которые нужны нам для нашего дальнейшего развития. Однако, наша судьба зависит не только от нас. Много миллиардов лет тому назад возникла и стала расширяться Вселенная, образовались галактики и звезды, засияло Солнце, которое должно нас обогревать именно в той мере, в какой нам нужно, завертелась Земля, на которой мы можем жить, появился воздух, которым мы можем дышать и т. д. Все это нужно было для нашего возникновения и развития. Но все это ни в коей мере от нас не зависело.
В настоящее время мы уже не столь беспомощны и безучастны, как в далеком прошлом. Теперь направление наших усилий, нашего действия зависит в основном от нас самих. Результат этих усилий зависит не столько от нас, сколько от внешних условий, от внешних законов. В определенных условиях жизнь ставит перед нами проблемы в форме бескомпромиссных пар «абсолютных» противоположностей типа «да или нет?», «вперед или назад?», «вверх или вниз?» и т. д. Для решения таких проблем