Постклассическая онтология права - стр. 102
Феноменологическое описание предмета предполагает «реконструкцию» предметной сферы. Цель состоит в исследовании особенностей «существования» соответствующего предмета. Этот процесс начинается с выделения и анализа онтологических регионов права. По сравнению с пространственно-временными предметами, например, вещами материального мира, право ближе к идеальным предметам. Однако, с точки зрения феноменологии, идеальность права имеет специфические особенности, поскольку право всегда привязано к его духовному носителю. Если реально-материальное «самодостаточно» в силу своих единичных координат локализации во времени и пространстве, то идеальность права представляет собой вид особой реальности, которая никогда не существует сама по себе. Предметы такого вида бытия привязаны к пространству возможностей, но не случайности, а квазиреальности как реальности вероятностно – фактической. Объекты такой реальности не индивидуальны, они не могут появиться в любом месте и времени вне зависимости от субъекта. Они всегда привязаны к субъекту, который реализует или выражает их через свое восприятие и отношение. С субъективно-феноменологической стороны, идеальное выступает здесь как результат духовной деятельности, которая может повторяться одним или другим субъектом, и соответственно «быть» в разных местах и идентифицироваться только через их «посредническую» миссию. Такими интенционально-идеальными предметами является не только право, но и многие предметы науки и искусства. Интенционально-идеальные предметы, подчеркивал Гуссерль, не существуют в прямом смысле, а выражаются, и тем самым, как бы доказывают свое существование через акт документирования или рассказа, текстовую форму, действие или инструмент, которым пользуется интендирующий субъект. Поэтому законодательные тексты, материальные орудия насилия и совершенные действия неразрывно связаны с их носителем – автором, исполнителем, т. е. автором – субъектом[368].
Право может схватываться в виде интенционально-идеального предмета, который имеет различные модусы своего существования: в форме принятия решения, аргументации, акта суждения, действия, понятия и т. д. Все они «предметы» права выражены или оформлены в том или ином виде авторами, придающими им определенный смысл. В этом контексте права и обязанности выступают лишь идеальными объектами, которые могут обобществляться, – выражаясь единством воли в требованиях, вещах, целях через идентификацию конкретной воли человека, и только так становятся правовым «предметом»[369]. Выступая особым видом «телеологии», акт смыслопорождения может становиться частью социальной онтологии. Смыслопорожающая телеология дает основу универсальности бытия трансцедентальной субъективности в качестве особой онтологической формы. «Стремление людей вступать в отношения раскрывается самими людьми и создаются для людей. В практических возможностях, их границы маркируются и остаются этическими» – подчеркивал Э. Гуссерль