Размер шрифта
-
+

Поговорим о депрессии. Признать болезнь. Преодолеть изоляцию. Принять помощь - стр. 34

Толчок любому общественному движению, как правило, дают те, кто создает тезаурус, позволяющий артикулировать причины страданий маргинализированной группы и обусловленную ими мотивацию к переменам. Мощным мотиватором, к примеру, женского движения стала книга Бетти Фридан «Загадка женственности»[60]. Точно так же многие признают, что жертвы системы психического здравоохранения обрели общий язык и стали единым сообществом благодаря книге Джуди Чемберлин «Под нашу ответственность: контролируемые пациентами альтернативы психиатрической системе»[61]. Чемберлин ввела понятие «ментализм» (по аналогии с сексизмом или расизмом) для описания безусловной дискриминации, стигмы, неравенства и нарушения прав человека, с которыми сталкиваются люди, отмеченные клеймом психически больных. Это слово обличает распространенное мнение, будто страдающие от психического расстройства «не в своем уме», абсолютно иррациональны и не могут выздороветь без принудительного вмешательства психиатрии. Резким контрастом прозвучало заявление Чемберлин о том, что она и другие бывшие пациенты больше преуспеют «без чужой помощи». Сравнивая движение бывших пациентов с движением женщин, Чемберлин подчеркивает, что ни то ни другое никогда бы не возникло и не набрало оборотов, если бы не личные истории людей:

Пробуждение самосознания – это процесс, в котором люди делятся своим опытом, изучают его и тем самым узнают, в какие контексты вписана их жизнь. Применительно к женскому движению пробуждение самосознания помогло женщинам понять, что вопросы сексуальной ориентации, брака, развода, дискриминации на работе… и т. д. – не их личные, индивидуальные проблемы, а индикаторы систематического подавления женщин обществом. Точно так же, когда психиатрические пациенты начали делиться своими жизненными историями, выяснилось, что существуют определенные модели угнетения и что наши проблемы и трудности не были исключительно внутренними и личными, как нам говорили[62].


Страдающие от психических расстройств всё чаще требуют права голоса в вопросах, касающихся регулирования их состояния. Следует, однако, иметь в виду, что движение за эмансипацию пациентов очень разнообразно – и идеологически, и по своей структуре. Настрой отдельных пациентов и групп весьма разнится, есть явные консерваторы и те, кто робко ставит под сомнение знание и опыт психиатров, есть и сторонники полного избавления от навязчивой опеки психиатров. Различия в том, как люди с эмоциональными проблемами позиционируют себя относительно системы психического здравоохранения, отражаются в словах, которыми они описывают собственный статус. Исследователи психиатрических движений наиболее тщательно проанализировали слова «пациент», «потребитель» и «выживший»

Страница 34