Размер шрифта
-
+

Поговорим о депрессии. Признать болезнь. Преодолеть изоляцию. Принять помощь

1

Степпер – кардиотренажер, имитирующий ходьбу по ступеням. – Примеч. ред.

2

В числе других знаковых работ в этой области можно указать: D. Karp, G. Stone, and W. Yoels, Being Urban: A Sociology of City Life, 2nd ed. (New York: Praeger Publishers, 1991); J. Clair, D. Karp, and W. Yoels, Experiencing the Life Cycle: A Sociology of Aging (Springfield, Illinois: Charles Thomas Co., 1993); D. Karp, L. Holmstrom, and P. Gray, «Of roots and wings: Letting go of the college-bound child», Symbolic Interaction 27 (2004): 357–382.

3

D. Karp, The Burden of Sympathy: How Families Cope with Mental Illness (New York: Oxford University Press, 2001); D. Karp, Is It Me or My Meds? Living with Antidepressants (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2006); D. Karp and G. Sisson (eds.), Voices from the Inside: Readings on the Sociology of Mental Health and Illness (New York: Oxford University Press, 2010).

4

Описание и анализ деятельности и наследия Чикагской социологической школы см.: G. Fine, A Second Chicago School? The Development of a Postwar American Sociology (Chicago: University of Chicago Press, 1995).

5

См.: N. Anderson, The Hobo; The Sociology of the Homeless Man (Chicago: University of Chicago Press, 1923); H. Zorbaugh, The Gold Coast and the Slum: A Sociological Study of Chicago’s Near North Side (Chicago: University of Chicago Press, 1929); E. Sutherland, Professional Thief, by a Professional Thief (Chicago: University of Chicago Press, 1937); F. Thrasher, The Gang: A Study of 1,313 Gangs in Chicago (Chicago: University of Chicago Press, 1927); W. I. Thomas and F. Znaniecki, The Polish Peasant in Europe and America; Monograph of an Immigrant Group (Chicago: University of Chicago Press, 1918).

6

Идею концептуальной значимости взгляда на социальные структуры с точки зрения маргинальных групп передает следующее наблюдение Питера Бергера: работа социологов отражает по большей части то, что он обозначил как «мотив непочтенности». См.: P. Berger, Invitation to Sociology: A Humanistic Perspective (Garden City, N. Y.: Doubleday, 1963). Сходная идея проводится в: H. Becker, «Whose side are we on?», Social Problems 14 (1967): 239–247.

7

A. Frank, The Wounded Storyteller: Body, Illness, and Ethics (Chicago: University of Chicago Press, 1995), p. 25. См. также: A. Frank, Letting Stories Breathe: A Socio-Narratology (Chicago: University of Chicago Press, 2010).

8

Несколько лет назад местная организация сменила название на DBSA – The Depression and Bipolar Support Alliance («Союз поддержки страдающих от депрессии и биполярного расстройства»). Я подозреваю, что эта смена названия была отчасти мотивирована негативными коннотациями диагноза «маниакально-депрессивный психоз». DBSA – общенациональная организация со множеством групп по всем Соединенным Штатам.

9

Хотя я в конце концов остановился на названии Speaking of Sadness (букв. «Поговорим о печали». В России книга выходит под названием «Поговорим о депрессии». – Примеч. ред.), иногда я чувствовал легкую неловкость от того, что слово «печаль» не передает всей глубины страдания при тяжелой депрессии. В 2006 году в телеинтервью Глория Стайнем предложила любопытное различие между словами «печаль» и «депрессия». Когда ее спросили, насколько глубока ее печаль после смерти мужа, она ответила наблюдением, что «в депрессии вам нет дела ни до чего. В печали вас беспокоит всё».

10

Стив Лаппен, бывший председателем в то время, снабдил меня копией своей неопубликованной речи.

11

D. Karp, «Illness ambiguity and the search for meaning: A case study of a self-help group for affective disorders», Journal of Contemporary Ethnography 21 (1992): 139–170.

12

Из множества знаменитых мемуаров о душевной болезни приведу лишь несколько примеров: K. Jamison, An Unquiet Mind (New York: A. A. Knopf, 1995); M. Vonnegut, The Eden Express (New York: Praeger, 1975); K. Mille, The Loony-Bin Trip (New York: Simon and Schuster, 1995); L. Slater, Prozac Diary (New York: Random House, 1998); S. Kayson, Girl Interrupted (New York: Turtle Bay Books, 1993).

13

Как широко известно, Карл Маркс утверждал, что капитализм «несет в себе самом семена собственного разрушения». Часть его аргументации состояла в утверждении, что Промышленная революция и капитализм не могли бы возникнуть без быстрой урбанизации. Городам потребовалось содержать обширный штат рабочих для новых городских фабрик. В то же время скученность рабочих в городах позволила им разговаривать между собой об их коллективной эксплуатации владельцами фабрик (буржуазией) и тем самым развивать политическое самосознание рабочего класса. Несмотря на то что предсказания Маркса относительно будущей пролетарской революции и возникновения бесклассового социалистического общества не сбылись, его анализ подтверждает взаимосвязь между сообщением личных историй и развитием классового самосознания.

14

См.: E. Hughes, Men and their Work (New York: Free Press, 1958).

15

A. Strauss, «Turning points in identity». In: C. Clark and H. Robboy (eds.), Social Interaction (New York: St. Martin’s, 1992).

16

См.: P. Conrad, The Medicalization of Society: On the Transformation of Human Conditions into Treatable Disorders (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2007).

17

Подробнее на эту тему: D. Karp, «Social science, progress, and the ethnographer’s craft», Journal of Contemporary Ethnography 28 (1999): 597–609.

18

D. Karp, 2006, op. cit.

19

См.: R. Whitaker, Anatomy of an Epidemic: Magic Bullets, Psychiatric Drugs, and the Astonishing Rise of Mental Illness in America (New York: Random House, 2010a), p. 130.

20

Следует принимать во внимание, что эти люди могут испытывать к тому же негативный эффект подобных альтернативных способов лечения.

21

E. Freidson, Profession of Medicine (New York: Harper and Row, 1970), p. 336.

22

Дэвид Дрю Пински (англ. David Drew Pinsky, р. 1958), специалист по зависимости; Филип Кэлвин Макгрю (англ. Phillip Calvin McGraw, р. 1950), психолог; Мехмет Ченгиз Оз (англ. Mehmet Cengiz Öz, р. 1960), кардиохирург, – американские врачи и медийные персоны, ведущие одноименные программы на телевидении. – Примеч. пер.

23

P. Kramer, Listening to Prozac: A Psychiatrist Explores Antidepressant Drugs and the Remaking of the Self (New York: Penguin Books, 1993).

24

См.: C. Barber, Comfortably Numb: How Psychiatry is Medicating A Nation (New York: Vintage Books, 2008).

25

Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM) – принятая в США номенклатура психических расстройств. Разрабатывается и публикуется Американской психиатрической ассоциацией (American Psychiatric Association, APA). Последняя версия классификатора – DSM-5, выпущенная в 2013 году. – Примеч. пер.

26

M. Foucault, Madness and Civilization: A History of Insanity in the Age of Reason. Translated from the French by Richard Howard (New York: Vintage Books, 1973).

27

Полное изложение истории о чудовищном обращении с пациентами психиатрических больниц см.: R. Whitaker, Mad In America: Bad Science, Bad Medicine, and the Enduring Mistreatment of the Mentally Ill (New York: Basic Books, 2010b).

28

Несмотря на повсеместный отказ от лоботомии, некоторые исследователи по-прежнему утверждают, что тщательно контролируемое нейрохирургическое вмешательство может оказывать благотворный эффект при особенно тяжелых, хронических и лишающих трудоспособности аффективных и обсессивно-компульсивных расстройствах. См. текст С. Рауха и Г. Косгрува в защиту нейрохирургии на сайте именитой Массачусетской больницы общего профиля: http://neurosurgery.mgh.harvard.edu/functional/psysurg.htm.

29

См., например: Whitaker, 2010a, op. cit.; D. Healy, The Anti-Depressant Era (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1995); D. Healy, The Creation of Psychopharmacology (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2002).

30

Антипсихиатрическое движение, особенно в 1960-е и 1970-е годы, связано в первую очередь со следующими исследованиями: E. Gofman, Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients (Garden City, N. Y.: Doubleday Anchor, 1961a); T. Szasz, Ideology and Insanity: Essays on the Psychiatric Dehumanization of Man (Garden City, N. Y.: Anchor Books, 1970); T. Szasz, The Myth of Mental Illness: Foundations of a theory of Personal Conduct (London, Paladin, 1972); R. Laing, The Politics of Experience (New York: Ballantine Books, 1967); T. Schef, Being Mentally Ill: A Sociological theory (Chicago: Aldine, 1966).

31

T. Szasz, Ibid., Myth of Mental Illness.

32

Нейролептики – антипсихотические препараты, предназначенные в основном для терапии расстройств, сопровождающихся чувством тревоги, страха и двигательным возбуждением. – Примеч. ред.

33

Документальный фильм режиссера Фредерика Вайсмана «Безумцы Титиката» вышел в 1967 году. В нем разоблачалось жестокое обращение с заключенными больницы Бриджуотер – исправительного учреждения для душевнобольных преступников. Фильм спровоцировал общественную дискуссию о цензуре, поскольку штат Массачусетс попытался помешать его выходу на экраны, утверждая, что он нарушает право заключенных на неприкосновенность частной жизни. Фильм получил ряд престижных наград за яркое изображение ужасных условий в больнице Бриджуотер, повышающее сознательность в отношении этой проблемы. Его нетрудно найти в библиотеках и приобрести в многочисленных интернет-магазинах.

34

«Titicut Follies» – документальный фильм (1967) Фредерика Визмана и Джона Маршалла о пациентах-заключенных, находящихся на принудительном лечении в психиатрической исправительной лечебнице Бриджуотер в Массачусетсе. – Примеч. пер.

35

«Mother’s Little Helper» – песня группы Rolling Stones 1966 года о зависимости домохозяек от валиума. – Примеч. пер.

36

G. Greenberg, The Book of Woe (New York: Blue Rider Group, Penguin Books, 2013), p. 167.

37

A. Frances, Saving Normal: An Insider’s Revolt Against Out-of-Control Psychiatric Diagnosis, DSM-5, Big Pharma, and the Medicalization of Ordinary Life (New York: Harper Collins Publishers, 2013), p. 67.

38

Аллен Фрэнсис посвящает целую главу своей книги «Спасение нормальных» явлению, которое он обозначает термином «диагностическая инфляция». A. Frances, Ibid., p. 77–113.

39

M. Scott Peck, The Road Less Traveled: A New Psychology of Love, Traditional Values, and Spiritual Growth (New York: Simon and Schuster, 1978).

40

A. Horwitz and J. Wakefield, The Loss of Sadness: How Psychiatry Transformed Normal Sorrow into Depressive Disorder (New York: Oxford University Press, 2007), p. 6.

41

Подробнее о фундаментальной трансформации американской психиатрии см.: T. M. Luhrmann, Of 2 Minds: The Growing Disorder in American Psychiatry (New York: Alfred A. Knopf, 2000).

42

T. Szasz, Pharmacracy: Medicine and Politics in America (Westport, CN: Praeger, 2001), p. 25.

43

S. Kirk, T. Gomory, and D. Cohen, Mad Science: Psychiatric Coercion, Diagnosis, and Drugs (New Brunswick, N. J.: Transaction Publishers, 2013).

44

Kirsch, The Emperor’s New Drugs: Exploding the Antidepressant Myth (New York: Basic Books, 2010).

45

D. Healy, 2002, op. cit.

46

Kirsch, op. cit., p. 97.

47

M. Angell, The Truth About the Drug Companies: How they Deceive Us and What to Do About It (New York: Random House, 2005); J. Abramson, Overdosed America: The Broken Promise of American Medicine: How the Pharmaceutical Companies Distort Medical Knowledge, Mislead Doctors, and Compromise Your Health (New York: HarperCollins, 2004); J. Cohen, Overdose: The Case Against the Drug Companies (New York: PenguinPutnam, Inc., 2001).

48

R. Whitaker, 2010a, op. cit.

49

Программы социального обеспечения (Social Security, SS) и социального страхования на случай потери трудоспособности (Social Security Disability Insurance, SSDI). – Примеч. пер.

50

R. Whitaker, Ibid., p. 7.

51

R. Whitaker, Ibid. Первая глава его книги «The Anatomy of an Epidemic» озаглавлена «Чума наших дней».

52

Уитакер, очевидно, употребляет термин «сторителлинг» в ином смысле, чем я. В контексте этой цитаты «сторителлинг» несет в себе идею создания художественного вымысла.

53

R. Whitaker, Ibid, p. 312.

54

Идеи, сходные с изложенными в этом разделе, я уже обсуждал ранее – см.: D. Karp and L. Birk, «Listening to voices: Patient experience and the meanings of mental illness». In: C. Aneshensel et al., The Handbook of the Sociology of Mental Health (New York: Springer Publishing Company, 2013). Лара Бирк, в соавторстве с которой я написал эту статью, оказала мне неоценимую помощь, специально обратив мое внимание на концептуальные связи между движениями в защиту прав женщин, инвалидов, этнических меньшинств и жертв психиатрической системы.

55

D. Solorzanon and T. Yosso, «Critical race methodology: Counter-storytelling as an analytical framework for education research», Qualitative Inquiry 8 (2002): p. 25.

56

Говард Бейкер одним из первых утверждал, что при «создании» девиации следует учитывать вопросы, связанные с властью. Его идеи оказали огромное влияние на развитие «теории ярлыков»; Бейкер призывает нас учитывать, кто, с одной стороны, устанавливает законы общества, а с другой – решает, кого из нарушителей этих законов следует считать девиантами. См.: H. Becker, Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance (London: Free Press of Glencoe, 1963). Об идее, что любая социальная реальность, включая определение девиации, представляет собой социальный конструкт, см. также: P. Berger and T. Luckman, The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge (Garden City, N. Y.: Doubleday, 1966).

57

Источник цитаты: Sander Gilman, Disease and Representation: Images of Illness from Madness to AIDS (Ithaca, N. Y.: Cornell University Press, 1988, p. 11); цит. по: O. Wahl, Media Madness: Public Images of Mental Illness (New Brunswick, N. J.: Rutgers University Press, 1995), p. 125.

58

См.: G. Hornstein, Agnes’s Jacket: A Psychologist’s Search for the Meanings of Madness (New York: Rodale, Distributed to the trade by MacMillan, 2009), p. xii.

59

G. Hornstein, Ibid.

60

B. Friedan, The Feminine Mystique (New York: Norton, 1963).

61

Chamberlin, On Our Own: Patient-Controlled Alternatives to the Mental Health System (New York: Hawthorn Books, 1978).

62

Chamberlin, «The ex-patient movement: Where we’ve been and where we are going», The Journal of Mind and Behavior 11 (1990): 323–336. Статья опубликована также на сайте: http://www.power2u.org/articles/history-project/ex-patients.html. Процитированный отрывок находится на третьей странице.

63

См., например: E. Speed, «Patients, consumers, and survivors: A case study of mental health service user discourse», Social Science and Medicine 62 (2006): 28–38.

64

См., например: E. Speed, «Patients, consumers, and survivors: A case study of mental health service user discourse», Social Science and Medicine 62 (2006): 30.

65

См., например: E. Speed, «Patients, consumers, and survivors: A case study of mental health service user discourse», Social Science and Medicine 62 (2006): 29.

66

Так же называется книга Роберта Уитакера о вреде нейролептиков и недобросовестности фармацевтических компаний: Robert Whitaker, Mad in America: Bad Science, Bad Medicine, and the Enduring Mistreatment of the Mentally Ill. – Примеч. пер.

67

R. Whitaker, 2010a, op. cit.

68

Блог Лауры Делано доступен на сайте Mad in America. Отредактированный вариант текста, который я цитирую здесь, находится по следующей ссылке: http://www.madinamerica.com/2014/05/alive/. См. также ее персональный интернет-сайт: www.recoveringfrompsychiatry.com.

69

См.: P. Berger, 1963, op. cit.

70

G. H. Mead, Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist. Edited by Charles W. Morris (Chicago: University of Chicago Press, 1934).

71

Chamberlin, «Rehabilitating ourselves: The psychiatric survivor movement», International Journal of Mental Health 24 (1995), p. 45.

72

Arthur Kleinman, The Illness Narratives, p. xiii. – Примеч. пер.

73

Английское слово «trip» может означать «поездку, путешествие», но также и «спотыкание, падение». – Примеч. ред.

74

«Мир Диснея», «Мир моря», «Мир цирка» – знаменитые парки Орландо. – Примеч. ред.

75

Тенюре (англ. tenure) – постоянная должность, с соискателем которой после прохождения испытательного срока заключается бессрочный контракт. – Примеч. пер.

76

«Relaxation response» – книга и концепция Герберта Бенсона. – Примеч. пер.

77

Здесь и далее в книге имена изменены, чтобы оградить частную жизнь моих респондентов. В целях сохранения полной анонимности я опустил или заменил также топонимы и названия организаций, которые могут хотя бы косвенно указывать на личность респондента.

78

В 1960-е и 1970-е годы такие социологи, как Ирвинг Гофман и Томас Шефф, и такие психиатры, как Томас Сас и Р. Д. Лэнг, оспорили правомерность самого понятия «душевная болезнь». Под напором их беспощадного анализа в последние 10–15 лет в психиатрии произошла настоящая революция, которая привела к утверждению биологических объяснений аффективных расстройств и практически единогласному консенсусу психиатров, что подобные расстройства эффективнее всего лечатся медикаментозно. См.: E. Gofman, Asylums (New York: Doubleday Anchor, 1961a); T. Schef, Being Mentally Ill (Chicago: Aldine, 1966); T. Szasz, Ideology and Insanity: Essays on the Psychiatric Dehumanization of Man (Garden City, N. Y.: Anchor Books, 1970); R. D. Laing, The Politics of Experience (New York: Ballantine Books, 1967).

79

См.: P. Kramer, Listening to Prozac: A psychiatrist Explores Antidepressant Drugs and the Remaking of the Self (New York, Penguin, 1993).

80

C. W. Mills, The Sociological Imagination (New York: Oxford University Press, 1959).

81

Методологию, которая используется в данном исследовании, можно с полным правом назвать формой «автоэтнографии». Исторически в социологии особенное значение всегда придавалось научной объективности и отстраненности, требующим затушевать и нейтрализовать личность автора. Однако в последние 15 или 20 лет исследователи, работающие в рамках феминистского и постмодернистского подходов, оспаривают такой взгляд на науку. В книге «Социология и личность» [Susan Krieger, Social Science and the Self (New Brunswick, N. J.: Rutgers University Press, 1991)] Сюзанна Кригер показывает, что личность исследователя имплицитно содержится в любом его наблюдении и проделанном им анализе, независимо от того, признает ли это сам исследователь. Следовательно, разумнее и честнее не считать, что личность автора искажает результат исследования, а признать, что «обсуждая других, мы всегда говорим о себе» (c. 5). Как вы обнаружите, читая главу 1, моя личность проявляется в тексте в полной мере. Хотя в своем анализе я в каждом случае опираюсь на собранные данные, однако, по крайней мере вначале, иду по пути интроспекции. Подробнее о важности автоэтнографии и неизбежно авторефлексивном характере социологии см. также: S. Reinharz, On Becoming a Social Scientist (New Brunswick, N. J.: Transaction Books, 1984); L. Richardson, «Writing: A method of inquiry». In: N. Denzin and Y. Lincoln (eds.), Handbook of Qualitative Research (Thousand Oaks, Calif.: Sage, 1994); C. Ellis, Final Negotiations (Philadelphia: Temple University Press, 1994); Patricia Adler and Peter Adler, «Observational techniques». In: N. Denzin and Y. Lincoln (eds.), Handbook of Qualitative Research (Thousand Oaks, Calif.: Sage, 1994).

82

Данные приведены в: P. Breggin, Toxic Psychiatry (New York: St. Martin’s Press, 1991).

83

Readers Guide to Periodical Literature – тематический указатель всех статей, публикующихся в литературных, научных и прочих американских журналах, который издательство H. W. Wilson Company, Inc. выпускает непрерывно, начиная с 1901 года. Главный библиографический справочник по периодике в США. – Примеч. пер.

84

См., например: P. Conrad and J. Schneider, Deviance and Medicalization (St. Louis: Mosby, 1980).

85

См., например: J. Newmann, «Gender, life strains, and depression», Journal of Health and Social Behavior 27 (1986): 161–178; S. Nolen-Hocksema, «Sex differences in unipolar depression: Evidence and theory», Psychological Bulletin 101 (1987): 259–282; R. Schafer and P. Keith, «Equity and depression among married couples», Social Psychological Quarterly 43 (1980): 430–435. Примечательное исключение в ряду чисто статистических исследований, базирующихся на социологических опросах: D. Jack, Silencing the Self: Women and Depression (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1991). В основу книги положены реальные истории 12 женщин.

86

См., например: C. Aneshensel, R. Frerichs, and G. Huba, «Depression and physical illness: A multiwave, nonrecursive causal model», Journal of Health and Social Behavior 25 (1984): 350–371; D. Benson and C. Ritter, «Belief in a just world, job loss, and depression», Sociological Focus 23 (1990): 49–63; A. Dean, B. Kolody, and P. Wood, «Effects of social support from various sources on depression in elderly persons», Journal of Health and Social Behavior 31 (1990): 148–161; G. Kennedy, H. Kelman, and C. Thomas, «The emergence of depressive symptoms in late life: the importance of declining health and increasing disability», Journal of Community Health 15 (1990): 93–104; R. Kessler, J. House, and J. Blake, «Unemployment and health in a community sample», Journal of Health and Social Behavior 28 (1987): 51–59.

87

The Journal of Affective Disorders. – Примеч. пер.

88

Paul Brodeur, Outrageous Misconduct. – Примеч. пер.

89

S. Plath, The Bell Jar (New York: Bantam, 1972); N. Mairs, Plaintext Essays (Tucson: University of Arizona Press, 1986); W. Styron, Darkness Visible: A Memoir of Madness (New York: Random House, 1990); E. Wurtzel, Prozac Nation (Boston: Houghton Miffin Co., 1994).

90

Подробнее о критериях, применявшихся при составлении выборки для этого исследования, см. приложение «Размышляя о выборке».

91

См., например: H. Blumer, Symbolic Interaction: Perspective and Method (Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1969); D. Karp and W. Yoels, Sociology in Everyday Life (Itaska, Ill.: F. E. Peacock, 1993).

92

См.: J. Comaroff and P. Maguire, «Ambiguity and the search or meaning: Childhood leukaemia in the modern clinical context». In: P. Conrad and R. Kern (eds.), The Sociology of Health and Illness (New York: St. Martin’s, 1986); J. Schneider and P. Conrad, «In the closet with epilepsy: Epilepsy, stigma potential and information control». In: P. Conrad and R. Kern (eds.), The Sociology of Health and Illness (New York: St. Martin’s, 1986); D. Stewart and T. Sullivan, «Illness behavior and the sick role in chronic disease: the case of multiple sclerosis», Social Science and Medicine 16 (1982) 1397–1404.

93

D. Jack, op. cit.

94

А. Strauss, «Turning points in identity». In: C. Clark and H. Robboy (eds.), Social Interaction (New York; St. Martin’s, 1992).

95

E. Hughes, Men and Their Work (New York: Free Press, 1958).

96

C. W. Mills, op. cit.

97

William Julius Wilson, The Truly Disadvantaged (Chicago: University of Chicago Press, 1987).

98

C. Lasch, Haven in A Heartless World (New York: Basic Books, 1977).

99

R. Bellah et al., Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Life (Berkeley: University of California Press, 1985).

100

«I’m All Right Jack» – название британской кинокомедии 1959 года, вошедшее в поговорку как либертарианский девиз. Alright Jack – сленговое британское выражение, используется для обозначения человека, который действует только в своих интересах, даже если для помощи другим требуется минимум его усилий. – Примеч. пер.

101

E. Becker, The Birth and Death of Meaning (Glencoe, Ill.: Free Press, 1962).

102

Особенно впечатляет работа, проделанная Артуром Клейнманом. Межкультурные изменения смысла, присваиваемого аффективным расстройствам, он демонстрирует в следующих книгах: A. Kleinman and B. Good (eds.), Culture and Depression: Studies in the Anthropology and the Cross-Cultural Psychiatry of Affect and Disorder (Berkeley: University of California Press, 1985); A. Kleinman, Social Origins of Distress and Disease (New Haven, Conn.: Yale University Press, 1986); Rethinking Psychiatry (New York: Free Press, 1988); and The Illness Narratives (New York: Basic Books, 1988).

103

Тема номера Time Magazine от 6 июля 1992 года была озаглавлена «Пилюли для ума». Тема номера Newsweek Magazine от 7 февраля 1994 года вышла под заголовком «Не говоря о Прозаке: как наука позволит вам изменить себя при помощи таблетки».

104

Образ из популярной в США песни Миранды Ли Ламберт «Little Red Wagon». – Примеч. ред.

105

William Styron. Darkness Visible: A Memoir of Madness. – Примеч. пер.

106

См., например: W. Cockerham, Medical Sociology (Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1992); and P. Conrad and J. Schneider, Deviance and Medicalization (St. Louis: C. V. Mosby, 1980).

107

T. Parsons, Essays in Sociological Theory (Glencoe, Ill.: The Free Press, 1954).

Страница notes