Первая судебная риторика. «Риторика для Геренния» («Ad Herennium») - стр. 12
(principium), [по-гречески] называемое προοίμιον, и тонкий подход (insinuatem)[7], [по-гречески] называемый ἔφοδος. Прямое вступление сразу готовит слушателя для участия в речи. Его цель состоит в том, чтобы сделать слушателей внимательными, восприимчивыми и доброжелательными. Если дело сомнительное, будем строить прямое вступление на [завоевании] доброжелательного отношения [слушателей], так чтобы позорная часть дела не смогла навредить нам. Если дело мелкое, заставим слушателей быть внимательными. Если дело позорного вида, то до тех пор, пока не наткнемся на средство, которое обеспечит доброжелательность [слушателей] для нападения на противников, следует использовать тонкий подход, который я буду обсуждать позже. И, наконец, если дело почетного вида, будет правильным либо использовать прямое вступление, либо не использовать его [вовсе]. Если мы хотим его использовать, должно показать, почему дело является почетным, или же кратко указать, какие вопросы будем обсуждать. Если мы не хотим использовать прямое вступление, должно начать свою речь ссылкой на закон, письменный документ или какой-либо аргумент в пользу нашего дела.
Итак, поскольку мы надеемся иметь слушателя восприимчивого, доброжелательного и внимательного, я должен раскрыть, как каждое его состояние может быть вызвано. Мы можем сделать слушателей восприимчивыми, если кратко охарактеризуем дело и тем же привлечем их внимание; восприимчивый слушатель – тот, кто готов слушать внимательно. Мы будем иметь внимательных слушателей, пообещав обсудить важные, новые и необычные вопросы, или относящиеся к государству, или к самим слушателям, или к поклонению бессмертным богам, призвав их внимательно слушать и перечислив пункты, которые собираемся обсудить. Сделать слушателей доброжелательными можно с помощью четырех способов: обсуждая собственную особу, персоны наших противников, то, что касается слушателей, и собственно факты.
5. Начиная с обсуждения собственной особы, мы обеспечим доброжелательность, восхваляя свои заслуги без высокомерия и показывая свое прежнее поведение по отношению к республике, или к родителям, друзьям или слушателям, и сделав некоторые ссылки на…, при условии, что все такие ссылки имеют отношение к данному вопросу; или подобным образом выставляя напоказ свое бессилие, нужду, одиночество и неудачливость и умоляя о помощи слушателей, в то же время показывая, что мы не склонны возлагать надежду на кого-либо еще.
Начиная с обсуждения персон наших противников, мы обеспечим доброжелательность, вызывая к [врагам] ненависть, делая их непопулярными или достойными презрения. Мы заставим ненавидеть их, перечисляя неблагородные, своевольные, коварные, жестокие, наглые, злонамеренные или позорные их поступки. Мы сделаем наших противников непопулярными, рассказывая об их агрессивном поведении, их властности, несерьезности, богатстве, отсутствии самоограничения, об их высоком происхождении, клиентах, гостеприимстве, связях или брачных союзах, ясно давая понять, что они в большей степени полагаются на их поддержку, чем на правду. Мы вызовем к нашим противникам презрение, представив их праздность, трусость, леность и роскошные привычки.